Пожалуй, каждому автовладельцу хочется, чтобы его автомобиль выделялся среди других. Кто-то для этого использует виниловое покрытие, кто-то устанавливает новую световую оптику, а кто-то создаёт эксклюзивные детали своими руками.
С помощью обычного стекловолокна можно повторить бамперы модных спорткаров, или проявить фантазию и придумать собственный дизайн. Каким путём бы вы ни пошли, одно совершенно точно — все взгляды будут устремлены на вашего железного коня.
Самостоятельное изготовление такой детали, конечно, не самое простое и быстрое занятие. Весь процесс может занять у вас от недели до месяца, в зависимости от сложности работы и температуры воздуха. Однако, если у вас есть много свободного времени, усидчивости и желания — всё получится как можно лучше.
Содержание
Особенности силового бампера из стекловолокна
Стекловолокно очень часто используется для тюнинга автомобилей. Из него можно изготовить большинство деталей, как, например, спойлеры или накладки на крышу. Некоторые умельцы даже используют стекловолокно для создания кузовов. Очень часто с его помощью ремонтируются дыры от ржавчины. Однако чаще всего из этого материала делают новые бамперы. Существует множество причин такой популярности стеклопластика.
- Стекловолокно обладает относительно невысокой стоимостью. Изготовление детали из этого материала обойдётся гораздо дешевле покупки новой.
- При правильной обработке его прочность выше, чем у алюминия.
- Стеклопластиковый бампер гораздо легче стального.
- Он не подвержен гниению или коррозии.
- Способен восстанавливать изначальную форму после лёгких повреждений.
- С его помощью можно придать автомобилю оригинальный вид.
- Стеклопластик лёгок в использовании даже в домашних условиях.
Видео: Краш-тест бампера из стеклопластика
https://youtube.com/watch?v=q_W-YQRvI9Q
Кроме того, если такая деталь будет испорчена, её довольно просто починить: для этого нужно добавить на повреждённый участок слой стекловолокна и укрепить смолой. Ну а если конструкция окончательно пришла в негодность, бампер легко заменить на новый, и это не проделает брешь в семейном бюджете.
Единственный весомый недостаток стеклопластика — его высокая токсичность. Обязательно используйте респиратор и защитные перчатки во время работы с ним.
Сам занимаюсь производством обвесов из стеклопластика. Его главные плюсы: лёгкий, легко ремонтируется, широкий выбор тюненных деталей, а главное — относительно дешёвый по сравнению с тюненным оригиналом, который, кстати, тоже из стекловолокна. У меня на марках все из стекла. Если не хочешь чтобы авто выглядело как у всех, выход один — стеклопластик.
Бампер из стекловолокна своими руками
Изготовление бампера из стекловолокна несложный, но довольно кропотливый процесс. Он состоит из нескольких важных этапов.
- Изготовление эскиза будущего бампера.
- Сборка макета или матрицы на основе эскиза.
- Создание детали по матрице.
- Косметическая обработка.
До того как приступать к изготовлению, определитесь с армирующими материалами. Армирующий материал — это та самая стеклоткань, из которой вы создадите свою деталь. В зависимости от состава она может быть трёх видов:
- стекловуаль;
- стекломат;
- порошковый стекломат.
Основную массу детали, как правило, составляет обычный стекломат. Порошковый стекломат является наиболее прочным, поэтому его рекомендуется чередовать с обычным для повышения стойкости и сохранения небольшого веса. Стекловуаль, как заметно из названия, самый лёгкий и гибкий из всех видов материалов, он имеет наименьшую прочность. По этой причине из вуали создаётся наружный слой и формируется рельеф детали.
Необходимые инструменты
Прежде всего позаботьтесь о подготовке необходимых инструментов. К ним относятся:
- острые ножницы и канцелярский нож с запасом лезвий;
- длинная линейка;
- пинцет;
- кисти для укладки и пропитки стекловолокна;
- набор шпателей из металла и резины;
- дрель с набором свёрл;
- наждачная бумага Р800
- шлифовальный брус;
- валик для укладки;
- болгарка;
- лобзик или ножовка;
- посуда для смолы с небольшой глубиной и большой площадью поверхности;
- малярный и обычный скотч;
- перчатки;
- респиратор или защитная маска.
Необходимые материалы
Для изготовления матрицы и самого бампера вам понадобятся следующие материалы:
- пенопласт или технический пластилин, которые необходимы для изготовления макета или матрицы изделия;
- монтажная пена также пригодится для создания макета;
- армирующие материалы (стеклоткань, стекломат, стекловолокно) – все одновременно или по выбору;
- смола (может использоваться как эпоксидная, так и полиэфирная);
- отвердитель для застывания смолы;
- гелькоут для выравнивания поверхности матрицы (можно заменить составом для шпатлевания);
- разделительный состав (парафин, стеарин или обычная паркетная полироль) понадобится при извлечении готового бампера из матицы;
- ацетон или растворитель (в некоторых случаях).
На использовании растворителя хочется остановиться подробнее. Очень часто смола при использовании быстро загустевает. На то могут быть разные причины: невысокое качество, большая порция, длительность процесса и даже неправильная посуда. В этом случае для разбавления состава можно воспользоваться ацетоном или растворителем. Однако они значительно понижают ударопрочность и долговечность материалов. Кроме того, количество разбавителя не должно составлять более 5% от общей массы смолы.
Некоторые виды смол не переносят растворителей, поэтому при покупке уделите внимание этому моменту.
Процесс изготовления
Создавать новую деталь лучше всего в хорошо проветриваемом месте с достаточной освещённостью. Комфортная температура воздуха должна составлять около 20° C. Нельзя использовать для этих целей жилые помещения, так как материалы токсичны.
Если у вас есть готовый эскиз макета, задача станет гораздо проще. Конечно, можно обойтись и без него, но тогда будьте готовы к неожиданным последствиям.
Создание макета или матрицы изделия
Изготовить бампер можно двумя способами: с помощью матрицы и с помощью макета. Разница между ними заключается в том, что макет повторяет форму бампера, и стеклоткань обклеивается поверх него. А матрица является чем-то вроде негатива и заполняется стекловолокном изнутри. Если вы хотите изготовить бампер, повторяющий форму предыдущего, удобнее всего использовать матричный метод. А для создания новых форм — макетный.
Главная сложность изготовления детали заключается в том, чтобы сделать её подходящей формы и размера. Часто автомобилисты сталкиваются с тем, что новый элемент не усаживается на положенное место. Поэтому, если у вашей машины уже есть целый бампер, он может послужить хорошей основой для создания матрицы.
В первую очередь снимите деталь и удалите все повреждённые и ненужные элементы. Обклейте бампер малярным скотчем и нанесите на него тёплый слой специального пластилина. Теперь можно приступать непосредственно к лепке: холодным пластилином тщательно проработайте всю поверхность бампера. Материал надо хорошо утрамбовывать и разглаживать, поэтому помогайте себе валиками и шпателями. В итоге у вас получится слепок, внутренняя часть которого повторяет форму бампера. Матрица, в отличие от макета, будет заполняться стекловолокном изнутри.
После того как материалы затвердеют, аккуратно разделите родной бампер и матрицу.
Матрица может пригодиться, если вы собираетесь делать несколько деталей и неоднократно использовать её в будущем. В противном случае вы можете воспользоваться иным способом и изготовить макет.
Макет можно сделать из мелкошарикового пенопласта или монтажной пены. Листы пенопласта нужно соединить с помощью жидких гвоздей, а затем, согласно эскизу, сделать на нём разметку. По этой разметке будут отрезаться лишние детали. При работе с монтажной пеной её нужно сначала обильно нанести, а затем соблюдать тот же порядок действий, что и с пенопластом. Готовый макет нужно зашпаклевать или покрыть пластилином, а после ошкурить.
Как правило, изготовление болванки занимает несколько дней с учётом тщательной проработки форм и высыхания материалов.
Создание детали по матрице
Если вы остановили свой выбор на изготовлении матрицы, дальнейший процесс будет заключаться в заполнении её изнутри.
- Промажьте внутреннюю часть матрицу парафином, стеарином или полиролью. Это поможет с лёгкостью снять готовую деталь
- Нанесите плотный слой гелькоута, он поможет выровнять поверхность матрицы.
- После высыхания нанесите слой смолы с отвердителем. Придерживайтесь пропорций, указанных на упаковке. Не готовьте порции больше 300 гр.
- Уложите первый слой армирующего материала (лучше всего использовать стеклоуваль, так как вы формируете внешнюю часть детали), плотно прижимая его к матрице. Не допускайте попадания пузырьков воздуха в материал, иначе изделие вспучится.
- Добавляйте слои, чередуя стекловолокно высокой и средней жёсткости, чтобы бампер получился прочным, но лёгким.
- Промазывайте каждый слой с помощью валика или кисточки. Слегка загустевшая смола может пригодиться при обработке сгибов.
- Перед каждым новым слоем давайте предыдущему как следует просохнуть. На это может уйти в среднем от 2 до 4 часов.
- Наращивайте стекловолокно до достижения нужной толщины. Трёх или пяти слоёв обычно бывает достаточно.
- Пропитывайте слои с помощью смолы. Ваши движения должны быть аккуратными, чтобы покрытие не сдвинулось, и не образовались складки.
- После полного затвердевания стеклоткани, отделите макет от изделия.
Видео: Выемка готовой детали из матрицы
Для создания бампера сложной формы можно сделать составную матрицу, а элементы детали склеить.
Создание детали по макету
Если же вы решили пользоваться не матричным, а макетным методом, процесс формирования детали будет немного отличаться: стекловолокно нужно наносить не изнутри, а поверх макета.
- Нанесите разделительный слой (парафин, стеарин, полироль).
- Оклейте макет тонким слоем стекловолокна.
- После высыхания, снимите тонкий слой стеклоткани с болванки.
- Проклейте его изнутри несколькими слоями прочного армирующего материала со смолой.
- Срежьте все лишние элементы. Поверхность обработайте наждачной бумагой и зашпаклюйте.
Чтобы ваш бампер получился более прочным, добавьте в конструкцию рёбра жёсткости. Лучше всего делать это перед последним слоем стекломата.
Приобретите металлические крепления для бампера, так как пластиковые могут оказаться слишком хрупкими.
Окрашивание
После того как стекловолокно полностью застыло, можно приступать к творческой части — окрашиванию. Здесь всё зависит от вашего вкуса и выбора. Вы можете подобрать краску, максимально подходящую к цвету кузова, а можете выбрать яркий контрастный цвет. Кто-то захочет изготовить не только бампер, но и спойлер, наладку на капот и другие элементы стайлинга, а затем выкрасить их в одной гамме и придать автомобилю спортивный облик.
Необходимые инструменты
Для окрашивания стекловолоконного бампера понадобятся следующие инструменты:
- набор наждачной бумаги;
- орбитально-шлифовальная машина;
- серый скотч-брайт;
- несколько шпателей разных размеров;
- продувочный пистолет;
- пистолет для грунта;
- краскопульт или баллончик с краской.
- малярная кисточка.
Необходимые материалы
Подготовьте все материалы для окрашивания заранее:
- шпатлёвка;
- состав для грунтования;
- обезжриватель;
- растворитель;
- краска;
- лак;
- отвердитель для лака.
Лучше всего, если лак и краска будут от одного и того же производителя.
Процесс
Процесс мало чем отличается от обычного окрашивания детали автомобиля. Его можно разделить на следующие этапы:
- Ошкуривание поверхности изделия.
- Шпатлевание.
- Зачистка шпатлёвки.
- Грунтование.
- Окрашивание.
- Покрытие лаком и полировка.
Прежде всего пройдитесь шлифовальной машиной по детали. Даже если её поверхность кажется вам идеально ровной, где-то могут остаться небольшие трещины или бугры. Закончив со шлифовкой, продуйте бампер с помощью специального пистолета. Это поможет убрать пыль, а также избавиться от пузырьков воздуха.
После этого хорошенько зашпаклюйте деталь. Если на ней остались какие-либо неровности, их нужно сгладить на этом этапе. Дайте слою шпатлёвки просохнуть, а затем отшлифуйте его абразивом с зернистостью Р220.
При работе со шпатлёвкой следует использовать только сухой метод шлифования. Шпатлёвка активно впитывает в себя воду, что может негативно сказаться на общем виде детали.
Грунтование можно начинать через сутки после шпатлевания. В первую очередь обезжирьте поверхность изделия. Следом нужно нанести тонкий слой липкого грунта по пластику. Этот слой будет служить вам своеобразной базой (или праймером), соединяющей стеклоткань и основной слой грунта. Вы можете пропустить этот шаг, однако, это приведёт к быстрому образованию сколов и трещин на краске.
Далее, нанесите слой порозаполняющего грунта. Не стоит использовать составы с антикоррозийным эффектом, так как входящие в них вещества могут вступить в конфликт с эпоксидной смолой. Выдерживайте промежутки в 10–15 минут между нанесением каждого нового слоя.
Когда грунт полностью высохнет — обычно на это уходит до 16 часов — тщательно отшлифуйте его сначала наждачной бумагой Р800, а затем Р1000, чтобы убрать все мелкие недостатки. Закончите обработку серым скотч-брайтом. Тщательно очистьте загрунтованную поверхность от образовавшейся пыли, а затем обезжирьте её.
Все операции по выравниванию поверхности лучше всего проводить при ярком направленном освещении. Так вам будут лучше видны все несовершенства покрытия.
После всех этих манипуляция можно переходить к процессу окрашивания. Определитесь с цветом и типом покрытия: сейчас в продаже есть и обычные глянцевые, и металлики и даже необычные призматические краски. К каждому из типов должен быть особый подход, поэтому проконсультируйтесь с сотрудниками автомобильного ателье.
Добавьте в краску растворитель согласно инструкции на упаковке. Наносите состав из краскопульта равномерным тонким слоем. Так как бампер имеет сложную форму, начните окрашивание с проработки торцов и контуров детали, а затем переходите к основной площади. Каждая новая полоса должна частично перекрывать предыдущую. Второй слой наносите перпендикулярно первому, создавая своеобразную решётку.
Держите инструмент под углом 90° к поверхности, чтобы краска распределялась одинаково. Не допускайте подтёков. Количество слоёв, как правило, зависит от типа краски и желаемого эффекта.
Когда покрытие полностью высохнет и станет матовым, можно заняться лакировкой. Для этого добавьте в лак специальный отвердитель. Наносить его можно из того же инструмента, что и краску. Первый лёгкий слой наносится быстрым движением, потому что лечь он должен довольно тонко. Через несколько минут добавьте ещё один слой, но более плотный.
На этом этапе может возникнуть сложность с подбором оптимальной скорости: если движения будут слишком быстрые, в слое лака могут образоваться проплешины, а при слишком низкой скорости он может потечь.
Видео: Нанесение праймера и покраска бампера
Лакокрасочному покрытию надо дать высохнуть в течение нескольких дней. Дальше при желании деталь можно слегка отполировать, однако, не увлекайтесь этим процессом: под абразивом толщина слоя лака уменьшается, что приведёт к уменьшению износостойкости.
Чтобы уберечь деталь от губительного попадания влаги, покройте её изнутри антигравием.
Как видите, самостоятельно изготовить бампер сложно, но можно. Материалы и инструменты легко достать. А при соблюдении правильной последовательности действий у вас, скорее всего, уже с первого раза получится обновлённая деталь автомобиля. Ну а если нет — вы всегда можете повторить процесс, учитывая прежние ошибки. Создавая бампер своими руками, вы можете дать волю воображению и воплотить даже самые смелые идеи.
Ну а если долгая и кропотливая работа не для вас, есть возможность обратиться в автомобильную мастерскую, где максимально качественно и быстро изготовят бампер в соответствии с вашими желаниями.