Техосмотр (ТО) относится к обязательной процедуре, в ходе которой проверяется соответствие технического состояния транспортного средства Правилам дорожного движения (ПДД). Без прохождения ТО страховой полис ОСАГО получить невозможно. Итог техосмотра заносится в диагностическую карту, которая имеет строго обозначенное время действия. Следующий ТО нужно обязательно провести до истечения даты, указывающей на окончание полномочий ДК.
Содержание
Периодичность прохождения техосмотра
В 2018 году техосмотр (ТО) будет проходить по новым правилам. Государственная Дума в осеннюю сессию 2017 года приняла свод поправок к Закону о ТО, которые ужесточают ряд статей о порядке проведения техосмотра.
В России введены новые правила техосмотра
По статистике до 80% автомобилей техосмотр (ТО) фактически не проходят, а их владельцы только оплачивают легальную диагностическую карту (ДК). Её можно было приобрести как у самих страховщиков, так и у лицензионных экспертов. ДК нужна только при покупке полиса ОСАГО, без неё застраховать автомобиль не получится. Учитывая сложившуюся ситуацию с прохождением техосмотра, Правительство РФ внесло в Государственную Думу проект поправок, которые призваны ужесточить правила прохождения техосмотра в 2018 году.
В данный момент наличие ТО контролирует Российский союз автостраховщиков (РСА), который больше интересует финансовая сторона этого вопроса. Ведь факт подтверждения проведения технического осмотра — легальная диагностическая карта, которую нужно предъявлять только в страховой компании, где будет покупаться обязательный полис ОСАГО. С 2018 года требования ко всем сторонам, участвующим в проведении техосмотра ужесточаются. Это касается:
- автомобилей (под запрет попадают все изменения, которые не предусмотрены производителями);
- владельцев транспортных средств (предложено вернуть штраф за отсутствие талона ТО);
- пунктов проведения техосмотра (обяжут проводить фото и видео съёмку ТО с фиксированием регистрационного знака, даты и места проведения; за реализацию ДК без проверки технического состояния и комплектности автомобиля собственников пунктов ждут штрафы в сто тысяч рублей).
К контролю за проведением техосмотра подключили Ространснадзор (Федеральную службу по контролю в сфере транспорта), которого обязали следить за пунктами проведения ТО. Ведомству дали право проводить внезапные проверки, по итогам которых к недобросовестным работникам пунктов будут применяться карательные меры, вплоть до возбуждения уголовных дел.
Видео: масштабная реформа техосмотра — поменяется всё
https://youtube.com/watch?v=BmWxnXr7EPQ
Факторы, влияющие на периодичность прохождения техосмотра
Законодатель учёл многие нюансы при назначении срока осмотра технического состояния ТС разных видов средств передвижения. Именно поэтому регулярность проведения техосмотра рознится даже у транспорта, принадлежащего к одной группе. На сроки проведения очередного ТО влияют такие факторы:
- год выпуска транспортного средства (ТС);
- его принадлежность к определённой категории;
- предназначение ТС для перевозки грузов или людей.
В России принята классфикация ТС согласно венской конвенции 1968 года «О дорожном движении», по которой весь автомобильный и мотоциклетный транспорт поделён на категории и подкатегории. На оборотной стороне водительских прав нового образца нанесена сетка с новым делением колёсных средств передвижения по категориям.
Важное замечание. Технический осмотр оформляется на конкретную машину и при продаже автомобиля или мотоцикла диагностическая карта передаётся новому хозяину. Она остаётся действительной до наступления даты окончания своих полномочий, указанных в ней.
Далее будет рассмотрена периодичность проведения ТО для каждой группы ТС одного типа.
Регулярность проведения техосмотра для легковых автомобилей (категории В, В1, ВЕ, ВЕ1)
В эту группу, кроме легкового транспорта, попадают ГАЗЕЛИ всех видов, БЫЧКИ и иные малотоннажные грузовички отечественного и иностранного производства с разрешённым максимальным весом до 3,5 тонны.
Закон требует строго исполнения периодичности проведения ТО у этой категории машин, привязанной к году выпуска. Чем старше автомобиль, тем чаще он должен посещать пункт проведения техосмотра. Требования такие:
- машины, возраст которых не превышает трёх лет, освобождаются от ТО;
- легковые автомобили возрастом от 3 до 7 лет проходят техосмотр каждые два года;
- марки легковушек старше 7 лет обязаны приезжать на пункты проведения ТО ежегодно.
Важное замечание: срок эксплуатации машины на периодичность ТО не влияет. Она может быть продана через год или два после выпуска, но срок всё равно будет исчисляться от даты, когда автомобиль сошёл с заводского конвейера.
Регулярность проведения техосмотра для двухколёсных средств передвижения (категории А и М)
Мотоциклы, мотороллеры, скутеры, мопеды, всякие 4 колёсные ТС весом до 400 кг и другие аналогичные средства передвижения также обязаны периодически проходить технический осмотр.
Регулярность ТО полностью совпадает с легковым транспортом:
- двухколёсный транспорт возрастом до трёх лет не должен обследоваться пунктами техосмотра;
- средства передвижения категорий А и М возрастом от 3 до 7 лет проходят ТО каждые два года;
- мотоциклы и их аналоги старше 7 лет проверяются на пунктах ТО ежегодно.
Регулярность проведения технического осмотра для грузовых автомобилей (категории С, СЕ, С1, С1Е)
Эта категория включает различный грузовой транспорт с разрешённой максимальной массой свыше 3,5 тонны, в том числе с прицепами, который обязан ежегодно проходить техосмотр, независимо от года выпуска.
В эту категорию попадают разные типы грузовиков:
- фургоны;
- тягачи;
- самосвалы;
- автопоезда;
- контейнеровозы;
- цистерны;
- рефрежираторы;
- автомобильные краны;
- другие виды.
Особенности периодичности прохождения техосмотра транспортных средств, предназначенных для перевозки людей (категории D, D1, DE, D1E)
В эти категории входят следующие виды транспорта:
- легковые автомобили, перевозящие пассажиров с целью извлечения коммерческой выгоды;
- микроавтобусы с числом сидячих мест больше 8 (исключая место водителя);
- автобусы и грузовые такси.
Этот вид транспортных средств в обязательном порядке проводит технический осмотр два раза в год. В выдаваемой карте диагностики эксперт даёт заключение о пригодности автобусов, грузовых и легковых такси к перевозке людей.
Другие виды транспортных средств и прицепы
Есть отдельные группы самоходной техники, которые перемещаются по дорогам общего пользования, но не отнесены ни к какой категории. Тем не менее и они обязательно должны регулярно подвергаться техническому осмотру. К ним относятся:
- колёсные тракторы — каждые 12 месяцев;
- автогрейдеры, скрепера, экскаваторы и другая самоходная строительная и дорожная техника — каждые 12 месяцев.
В законе оговаривается и обязательный техосмотр прицепов, стоящих на учёте у юридических лиц. Регулярность проведения ТО у них такая же, как у автомобильного и мотоциклетного транспорта категорий A, B и M.
Физические лица, имеющие в пользовании прицепы общим весом до 3,5 тонны, законом освобождены от проведения технического осмотра.
Регулярность ТО специализированной техники
Средства передвижения, на которых, в соответствии с законами РФ, установлены специальные сигналы, а также ТС, оборудованные для обучения вождению, должны подвергаться ТО один раз в год.
Таблица: регулярность проведения технического осмотра транспортных средств по категориям
Категория | Описание | Сроки |
А, М | Все виды мотоциклов, мотороллеры, скутеры, мопеды, любые 4 колёсные ТС весом до 400 кг |
|
B, BE, B1 | машины, масса которых не превышает 3500 кг (легковые автомобили, легкие грузовики, грузопассажирские ТС), трициклы и квадрициклы и авто, где не больше 8 сидячих мест (не считая водительского) |
|
С, СЕ, С1, С1Е | Транспортные средства с разрешённой максимальной массой свыше 3,5 тонны |
каждые 12 месяцев |
D, D1, DE, D1E | Автомобильный транспорт для перевозки пассажиров с количеством мест больше 8 |
каждые 6 месяцев |
Автомобили со специальными сигналами |
Оснащённые проблесковыми маячками разного цвета | каждые 12 месяцев |
Учебные машины | Оборудованные дополнительными педалями для обучения вождению и опозновательными знаками |
Видео: техосмотр автомобилей может быть серьезно ужесточен
https://youtube.com/watch?v=fSW4O5IJtyQ
С 2012 года функции проведения техосмотра переданы от МВД независимым операторам, получившим разрешение в РСА. Но ситуация только ухудшилась.В 2018 году законодатели решили в этом вопросе навести порядок. Периодичность же проведения техосмотра не изменилась, хотя нужно признать, что системы самодиагностики современных автомобилей в любой момент подсказывают водителю об исправности его транспортного средства. Но сама машина не может ещё проверить наличие автомобильной аптечки, знака аварийной остановки, огнетушителя. Поэтому техосмотр нужен.