Такой вариант тюнинга, как выполнение тонировки стёкол, известен давно. Обычно используется один из следующих методов тонировки – можно наклеить тонировочную плёнку либо нанести металлизированное покрытие. Разрешается тонировать заднее, боковые и даже лобовое стекло, и если при этом соблюдаются требования ГОСТа, на дорогах общего пользования эксплуатировать автомобиль можно. В то же время, необходимо учитывать некоторые нюансы. Проверять пропускную способность стекла будут при помощи измерительного прибора, погрешность показаний которого составляет 5%. По ГОСТу положено 2%, ну да это не так важно. Некоторые владельцы пытаются оспорить результат экспертизы, ссылаясь на требования ГОСТ 27902-88 (температура воздуха при проведении измерений должна быть не ниже +15 и не выше +25 гр. С). Так вот, если прочитать текст ГОСТа 27902-88 более внимательно, то становится понятно, что условия проведения экспертной проверки могут указываться в инструкции прибора. И указанные в инструкции сведения обладают приоритетом перед стандартными требованиями. Об этом необходимо знать.
ГОСТ 5727-88 «Стекло безопасное…»
С точки зрения государственных стандартов, коэффициент светопропускания лобового стекла не может быть ниже 75%. Прибавьте сюда погрешность прибора «Блик», и получите 80%. Для стёкол передних дверей допустимым является более низкое значение прозрачности – 70% (это всё ГОСТ 5727-88). Другие стёкла машины можно затонировать полностью, что будет относиться к заднему стеклу в единственном случае – если в списке оборудования есть внешние зеркала, закреплённые с каждой стороны кузова. Кроме указанных выше требований, ГОСТ предусматривает целый набор допущений. Мы должны рассмотреть все из них.
На лобовое стекло может быть наклеена светозащитная полоса. Прозрачность этой полосы не нормируется, а её ширина не должна превышать 14 см. По идее, цвет светозащитной полосы может являться любым, но за единственным исключением. Ни на лобовом стекле, ни на других поверхностях авто не должно быть и намёка на зеркальное покрытие. Так звучит требование ПДД, которое в ГОСТе искать не нужно (оно там отсутствует). Так вот, получается, что светоотражающая полоса не должна быть зеркальной ни в коем случае. Не хотите, чтобы автомобиль привлекал особое внимание инспекции – не клейте зеркальную тонировку или полосу.
В завершение, нужно заметить следующее. Согласно действующим требованиям, на поверхности передних боковых, а также лобового стекла не должны присутствовать какие-либо наклейки, стикеры и тому подобное. Светозащитная полоса и лёгкая тонировка – вот единственные элементы тюнинга, не являющиеся запрещёнными. Поверхность остальных стёкол заполнять наклейками можно, причём, не воспрещается использовать даже всю полезную площадь. Правда, если речь идёт о заднем стекле, придётся установить оба внешних зеркала (левое и правое). Любая наклейка, притом, не должна являться «внешне видимой» (расшифровка данного понятия приводится ниже).
Ситуации, якобы спорные
То, что мы рассмотрели в предыдущем абзаце, трактуется всегда одинаково. Если на поверхности заднего стекла присутствует даже небольшая наклейка, надпись и т.п., то наличие двух зеркал по бокам кузова является обязательным. Иногда с точки зрения логики данное требование можно считать излишним, но всё равно закон есть закон. Кроме предупреждающих знаков, на заднем стекле машины не может быть ничего, в остальных случаях владелец обязан установить второе зеркало, и точка.
Теперь поговорим о том, как закон относится к тонировке фар. Прежде всего, нужно внимательно изучить «требования к устройствам освещения и световой сигнализации», а точнее, приложение 5 к этим требованиям. В тексте приложения сказано, что устанавливать на оптику дополнительные элементы (в том числе окрашенные или бесцветные детали и защитные плёнки) в любом случае не допускается. Одновременно с чем, указанное требование не нужно распространять на прозрачные элементы, предназначенные для коррекции светового потока фар. В общем, если удастся доказать, что щитки или другие элементы защиты действительно используются для улучшения параметров оптики, можете продолжать эксплуатировать их. О подобных прецедентах что-то пока не слышно.
А теперь – ещё парочка интересных замечаний. Наклейки и другие изображения, нанесённые на поверхность кузова, могут занимать до 30% его площади. Любая надпись, притом, не должна читаться с расстояния 10 метров при естественном освещении, если глаз наблюдателя расположен на уровне 1,6 метра. Допустим, последнее из указанных требований не выполнено. Тогда, наклейка считается «внешне видимой», и на её использование нужно получать разрешение. Можно сделать следующий вывод: в законе, оказывается, всё регламентируется очень точно. А чтобы с поиском информации не возникло проблем, был создан данный обзор.