Jawa-350 – самый культовый чехословацкий мотоцикл

В СССР уделялось много внимания выпуску самых разных типов мотоциклов, которые работали и на гражданке, и в государственных структурах, и использовались в военных целях. Но не обошлась наша страна без мототранспорта из дружественных стран Восточной Европы: тамошняя техника оказалась и красивой, и надежной, так что спрос на нее был велик. Среди восточноевропейских мотоциклов, поставлявшихся в СССР, главенствующую позицию занимает чехословацкая Jawa-350.

История этого мотоцикла началась в конце 50х гг. Внешне он выглядел очень изящно: привлекали внимание обилие хрома, практически отсутствие острых углов и немного прикрытые сбоку задние колеса. Внутри же был установлен обновленный мотор объемом 350 куб. см и мощностью 18 л. с., однако других выдающихся характеристик он не имел: он разгонял технику до 125 км/ч, расходуя 4,5 л на сотню при объеме бака в 17 л, что с сегодняшней точки зрения не есть хорошо.

Но тогдашним мотоциклистам был важен другой аспект – надежность, и этим Jawa-350 сумел отличиться за годы эксплуатации. Известны случаи, когда переднюю вилку, повредившуюся после ДТП, привели в чувство практически без использования инструментов, с помощью подручных средств, после чего Jawa смог проехать еще какое-то расстояние, прежде чем отправился на ремонт.

Все эти достоинства не могли не заметить в Восточной Европе, и Jawa-350 стал быстро набирать популярность не только у себя на родине. Одним из основных импортеров этого мотоцикла стал, как это обычно бывало, СССР. В нашей стране чехословацкий гость значительно выигрывал в красоте и элегантности советским ИЖ, при этом ничуть не уступал последним во внутренних характеристиках. Ярко-вишневый мотоцикл стоил на порядок дороже советских резидентов, но это не помешало ему получить широкое распространение и стать настоящей мечтой не одного поколения наших сограждан. Обладатели Jawa по сути являлись элитой среди мотоциклистов в СССР, для них организовывались специальные встречи и даже выпускался журнал «Мотор-Ревю». Оценили Jawa-350 и путешественники: некоторые мотоциклы оснащались коляской с интересным названием «Велорекс», созданной специально для Jawa и позволявшей перевозить до 180 кг груза. Сельские же жители не сильно мечтали о чехословацком госте: они больше предпочитали советскую технику, которую было не жалко эксплуатировать при практически отсутствии хороших дорог. Зато у горожан чехословацкий мотоцикл стал предметом культа, и в каждом крупном городе СССР был магазин запчастей для Jawa,в котором можно было также купить мотошины Barum, где обычно и собирались владельцы чехословацкой классики.

Но Jawa-350 был не только любимцем мотоциклистов, но и киноактером: мотоцикл Jawa с коляской можно увидеть в фильме «Бриллиантовая рука». И даже можно полагать, что такой мотоцикл засветился и в мультфильмах: так, в предыстории третьей серии «Ну, погоди!» волк пытался управлять ярко-алым мотоциклом, который, судя по его внешнему виду, был именно Jawa-350.

Кстати, классические вишневый или красный цвета были только у тех Jawa, что отправлялись в СССР. Мотоцикл часто экспортировался в целый ряд стран, и не только социалистических: они были заметны в Западной Германии и даже в США. Окраска техники, отправлявшейся в западные страны, была самой разнообразной и иногда бывала двухцветной.

Jawa-350 не раз модернизировался и обретал новые модификации. В 70х гг. произошла переделка модели и ее адаптация под новую моду, и мотоцикл потерял много роскоши и шарма, зато был немного доработан двигатель, в результате чего стал развивать 22 л. с. при почти неизменном объеме. Первые такие мотоциклы попали в Советский Союз в 1973 г., после чего у классических Jawa закрепилось прозвище «Старушка», однако нельзя было сказать, что классическая Jawa тогда уже устарела. К тому же последующие модернизации, происходившие уже в 80х, еще больше отобрали у чехословацкой классики притягательных элементов конструкции.

Зато существовали специальные мотоциклы под обозначением Californian для отправки в США, а также спортивные Jawa, которые в течение более 20 лет составляли достойную конкуренцию западным собратьям и также были популярны в нашей стране. Кроме того, советские умельцы часто немного «приукрашивали» Jawa-350, глядя на картинки различных модификаций Jawa в тех же магазинах, где продавались запчасти к чехословацкому гостю.

Все же время берет свое, и в 90м гг. Jawa-350 морально устарел. Но завод оказался в кризисе и не мог выпускать ничего принципиально нового. Тем не менее, история его продолжает жить: классические Jawa-350, попавшие в нашу страну, продолжают оседать в частных руках, а некоторые реставрируются и содержатся в музеях по всей стране.

Jawa-350 – по праву самый популярный зарубежный мотоцикл в СССР, владеть которым было почетно. И сегодня память о мечте советских мотоциклистов сохраняется через музейные экземпляры, которых с годами становится все больше, что не может не радовать любителей старинной техники.

Autozam.RU

Добавить комментарий

 

Войти с помощью:

vkontakte facebook odnoklassniki yandex

Уважаемые читатели! Мы не приемлем в комментариях мат, оскорбления других участников, спам и ссылки на сторонние ресурсы, враждебные заявления в сторону администрации и посетителей ресурса. Комментарии, нарушающие правила сайта, будут удалены.
Обязательные поля отмечены *

 

Adblock
detector