Вам наверняка не раз встречалась сувенирная продукция (милые статуэтки, бутылки, флаконы для парфюма, открытки, в конце концов), покрытая цветным бархатистым материалом, напоминающим одновременно и замшу, и велюр, и бархат, но не являющимся ни одним из них. Что же это такое? Подобный материал называется флоком и имеет очень необычный способ нанесения. Но знали ли вы, что флокировать можно не только предметы быта, но и автомобили. Причём как изнутри, так и снаружи. Подобная процедура позволит придать машине необычный вид и выделить её среди множества других. Особенно приятно, что при должных стараниях, выполнить флокирование салона автомобиля вполне возможно своими руками.

Флокирование — что это такое + примеры на фото

Флокирование — это процесс нанесения специального материала — флока — на какую-либо поверхность под воздействием электростатического поля. Флок представляет собой множество текстильных волокон длиной от 0,2 до 0,5 мм, полученных путём мелкой нарезки или рубки шерсти, вискозы, хлопка или другого сырья.

флок
Флок представляет собой мелкие волокна текстиля

В зависимости от принципа нарезки выделяют следующие типы флока:

  • калиброванный, при котором толщина и длина всех волокон одинаковая;
  • некалиброванный, при котором толщина и длина волокон отличаются.

В продаже чаще всего встречается флок с длиной волокон 0,5, 1 и 2 мм. Самое популярное сырьё для изготовления — полиамид и вискоза.

Волокна перед использованием проходят химическую обработку специальными электролитам. Для их нанесения используется особый инструмент — флокатор. Он вырабатывает высоковольтное электростатическое поле с отрицательным зарядом, благодаря которому волокна прочно прилипают к поверхности с нанесённым клеем, принимая строго перпендикулярное положение. За счёт этого покрытие становится похожим на замшу или бархат. Кроме того, перед обработкой волокна окрашиваются, поэтому поверхность, покрытая флоком, может быть практически любого цвета.

флок
Флокированная поверхность выглядит бархатной

Флокировать можно всё что угодно начиная от пластмассовых игрушек и заканчивая металлическим кузовом автомобиля.

флокированный кузов
Флокировать можно любую деталь автомобиля, вплоть до его кузова

Другое дело, что далеко не все решаются на такие кардинальные перемены во внешнем облике своего железного коня. А вот флокирование интерьера автомобиля: потолка, панели управления, обшивки двери — очень популярный вид стайлинга в последнее время.

флокированный салон
Флокированние салона автомобиля помогает создать в нём атмосферу уюта

Интересно, что укладывать флок можно как на плоскую, так и на рельефную поверхность. Благодаря технологии нанесения, все выпуклости и впадины будут равномерно заполнены материалом. Кроме того, флокировать поверхность можно как целиком, так и выборочно, используя специальные трафареты.

частичное флокирование
Используя трафареты, вы можете создать необычный узор из флока

Преимущества и недостатки процедуры

Недостатков у этого вида стайлинга не так уж и много. Главный их них — наличие специального оборудования для осуществления процесса, ведь далеко не у каждого в гараже найдётся флокатор. Многие попросту боятся неизвестной технологии, отдавая предпочтение привычным оклейкам и перетяжкам. Но с объективной точки зрения, флокирование обладает лишь следующими минусами.

  1. Некоторые виды материала могут электризоваться;
  2. Спиртосодержащие жидкости разрушают структуру покрытия;
  3. Относительно высокая цена на материалы и оборудование.

Что касается цены, то её следует рассматривать в сравнении с другими видами изменения интерьера автомобиля. Разумеется, перетяжка салона карпетом будет стоить куда меньше. А вот использование натуральной кожи или оригинальной алькантары обойдётся вам гораздо дороже. Если вас не пугает кропотливая работа, редкие искры статического электричества, и вы не собираетесь поливать флокированные поверхности спиртом, обратите внимание на преимущества этого материала.

  1. Разнообразие цветов и фактур. Вы можете использовать в оформлении салона как классические серые и бежевые оттенки, так яркие оранжевые, розовые, фиолетовые. Длина волокон и сырьё, из которого они были изготовлены, позволяет создать имитацию бархатной, замшевой или велюровой поверхности.
  2. Удобство ухода. На флоке не остаются масляные пятна, как, например, на коже или кожзаме. Вы легко очистите его от пыли обычной влажной тканью.
  3. Устойчивость к возгораниям. Если вы привыкли курить внутри автомобиля, вам больше не следует бояться, что пепел прожжёт дыру в обивке. Автомобильный флок содержит полиамид и полиэстер, поэтому устойчив к высоким температурам.
  4. Устойчивость к ультрафиолетовому излучению. Спустя годы, ваше покрытие останется столь же ярким, что и в день флокирования. Цвета не выгорают на солнце и сохраняют оттенок и насыщенность.
  5. Флок не впитывает запахи. Ещё один аргумент для любителей покурить не выходя из машины.
  6. Теплоизоляция. В холодную погоду автомобиль с флокированными поверхностями остывает медленнее, чем обычный. Считается, что 2 мм флока способны заменить 10 мм специального теплоизоляционного материала. В жаркую погоду от флока тоже есть польза — покрытие нагревается медленнее и меньше, чем, например, кожа.
  7. Звукоизоляция. Достаточно нанести слой материала на обшивку дверей, и уличный шум будет беспокоить вас гораздо меньше. Этот принцип работает и в обратную сторону: другие участники дорожного движения не узнают, какой у вас изысканный музыкальный вкус и дорогая акустическая система. В среднем флок поглощает 13% шума.
  8. Прочность и износостойкость. Вы можете быть уверены, что покрытие сохранит свой внешний вид ещё как минимум 5 лет после нанесения. На нём не образуются глубокие царапины и потёртости.
  9. Безопасность материала с точки зрения экологии и воздействия на организм. Вы можете быть уверены, что все химические вещества, используемые при создании материала, абсолютно безвредны для здоровья человека и окружающей среды.

Конечно, многим автомобилям подобные украшения могут попросту не идти. Если вы, например, крупный бизнесмен, разъезжающий на автомобиле класса люкс, то зелёный флок в салоне вашей машины будет выглядеть по меньшей мере странно. Однако даже в этом случае никто не мешает вам выразить свою индивидуальность.

Видео: особенности флока

Подготовка помещения

Прежде чем приступать к украшению элементов салона, следует выбрать и подготовить помещение. Внутри квартиры или дома ни в коем случае нельзя проводить флокирование даже самых мелких деталей. В процессе работы материалы обладают повышенной токсичностью.

Вы можете использовать для работы гараж или подвальное помещение. Предварительно убедитесь, что оно хорошо проветривается. Если это не так, следует сделать принудительную вентиляцию и оборудовать рабочее место вытяжкой. Оптимальная влажность внутри помещения составляет 50–60%, а температура воздуха должна быть около 20–25 °C.

Для комфортной работы нужно подготовить поверхность, на которой вы будете проводить флокирование. Находиться она должна на комфортной для вашего роста высоте: как правило, это 1 м. Так как работать вы будете с элементами автомобиля, а среди них встречаются довольно крупные, например, потолок, длина поверхности должна быть не менее полутора, а ширина не менее одного метра. Для защиты от разлетающихся в разные стороны частиц, столешницу можно оборудовать бортами высотой 30 см. Расположите своё рабочее место в центре помещения, чтобы к нему можно было подойти с любой стороны. Позаботьтесь о хорошем освещении: при тусклом свете вы можете пропустить участки детали, и вид изделия будет неопрятным.

рабочее место
Оборудуйте рабочее место столом высотой около 1 м

Во время работы мелкие волокна разлетаются в разные стороны и застревают в поверхности рабочего стола. Чтобы избежать этого, застелите его клеёнкой.

Важный момент при подготовке рабочего пространства для флокирования — это заземление. Стол нужно накрыть оцинкованным листом, размер которого точно совпадает со столешницей. С помощью медного или алюминиевого провода соедините лист и контур заземления. Оптимальное сечение провода — 5 мм. Важный момент: не используйте в качестве контура заземления водопроводные и отопительные трубы.

схема заземления
изучите схему заземления рабочего пространства, прежде чем приступать к флокированию

Если вы планируете покрывать флоком одновременно большое количество деталей, подготовьте место, где будете их просушивать. Для ускорения этого процесса, помещайте изделия в сушильные камеры. Их легко сделать своими руками, оборудовав обычные шкафы обогревателями.

В целях безопасности приобретите порошковый огнетушитель. Помните, что вы работаете с электричеством, пусть и со статическим. Нарушения техники пожарной безопасности могут сыграть с вами злую шутку.

Порядок флокирования своими руками

Процесс флокирования салона автомобиля не очень сложный, но довольно трудоёмкий. Вам вполне по силам справиться с ним самостоятельно. Уделите внимание подбору качественных материалов и инструментов: от них напрямую зависит качество покрытия.

Все детали, которые подвергнутся обработке, необходимо демонтировать и разместить на рабочем столе. Далее, нужно подготовить их поверхность к нанесению материала, и только потом приступать к самому флокированию.

Выбор оборудования и материалов

При флокировании элементов салона автомобиля вооружитесь следующим набором инструментов и материалов:

  • средство для очищения поверхности от грязи;
  • обезжириватель;
  • абразивы с мелким и крупным зерном;
  • шпаклёвку по пластику (при необходимости);
  • грунт (праймер) по пластику (при необходимости);
  • клей для флокирования;
  • колер для клея (при желании);
  • кисточка или валик для нанесения клея;
  • флок;
  • флокатор;
  • бытовой фен.

Первое, что вам необходимо приобрести — это ручной электрический флокатор. Чтобы выбрать качественный инструмент, обращайте внимание на определённые моменты.

  1. От мощности флокатора зависит то, с какой скоростью будут распыляться волокна. Оптимальная мощность составляет 70 кВ на 25 микроампер.
  2. Отдайте предпочтение прибору, который позволяет регулировать мощность. Так вы сможете подстраивать силу потока как под крупные, так и под мелкие детали без потери времени и материала.
  3. Возможность работы от батареек. Этот фактор необязателен, но может помочь закончить работу при неожиданном отключении электричества. К тому же с таким инструментом вы будете более мобильны.
ручной флокатор
для работы выберите качественный флокатор

Качественное оборудование обойдётся вам не дешевле 10–15 тыс. рублей. Кому-то это может показаться слишком высокой ценой, но если ваша цель — не одинокая ручка КПП, а хотя бы потолок и приборная панель, то стоимость инструментов вполне окупится. В автомастерских сумма, которую вас попросят заплатить, будет в несколько раз больше.

Ещё один важный элемент — клей. Обычный суперклей здесь не подойдёт: вам нужны специальные составы для флокирования. Сегодня на рынке представлен большой ассортимент товара. Различия между клеями не только в цене и качестве, но и в материале, с которым они могут взаимодействовать, а также в способе нанесения. Для того чтобы подобрать себе подходящий состав, изучите данную таблицу.

Наименование AFA11* AFA22* AFA100** AFA200** AFA300** AFA400**
fix B 11 fix B 22 fix 100 fix 200
Материалы
Пластик АБС, ПВХ, ПП +* +* +
Кожа, кожезаменитель +* +*
Стекло +
Дерево + + +
Керамика * +
Металл * +
Бумага + +* +
Текстиль + +
Поролон +
Ковровое покрытие + +
Растворитель 646, 647, 650 H2O (вода)
Нанесение
Трафаретная печать + + +** +**
Распыление + + + +
Кисть + + + +
Валик + + + + +
Ракель + + +** +**
Тампон + + + + +
Окунание +* + + +

Обратите внимание, что:

  • «-» — не рекомендуется использовать;
  • «+» — рекомендуется использовать;
  • «+*» — рекомендуется при условии разбавления, а также подготовленной поверхности;
  • «+**» — рекомендуется использовать, смешивая с составом AFA

Стоимость упаковки клея для флокирования составляет 0,8–1 тыс. рублей.

клей для флокирования
выберите клей для флокирования в зависимости от поверхности, на которую вы будете его наносите, а также способа нанесения

Разумеется, вам не обойтись без главного компонента — самого флока. В настоящее время самыми популярными и качественными странами-производителями этого материала являются Англия и Швейцария. В продаже можно найти продукцию из Китая. Она является менее качественной, но при этом значительно уступает в цене. Российский флок тоже существует, но применяется для декорирования предметов быта и сувениров, а не автомобилей.

В зависимости от сырья флок подразделяют на следующие типы:

  • вискозный — более нежный и мягкий на ощупь, но при этом и более подверженный механическим повреждениям;
  • полиамидный — более грубый, но при этом более прочный и износостойкий.

Как правило, полиамидный флок имеет более высокую стоимость.

Две главные характеристики материала — это длина и ширина волокон. Оптимальная длина частиц для использования в салоне автомобиля составляет 1 мм. Более короткие волокна тоже можно использовать, но покрытие будет выглядеть менее эффектно. Что касается ширины, то она выражается такой величиной, как dtex.

  • 0,9 – 2,2 dtex — покрытие получается мягким и бархатистым;
  • 3,3 – 6,7 dtex — наиболее популярная толщина при работе с элементами интерьера машины;
  • более 22 dtex — жёсткое и плотное покрытие, может использоваться для изготовления ковров.

Палитра цветов материала очень разнообразна. Помимо стандартных матовых, в ней есть серебристые, золотистые, бронзовые и даже флуоресцентные оттенки.

палитра флока
цветовая палитра флока довольно широкая, к тому же вы можете смешивать цвета и создавать новые оттенки

В среднем для покрытия 1 м2 вам понадобится около 180 гр флока и такое же количество клея. Таким образом, одним килограммом материала можно покрыть до 8 м2.

Вам также понадобятся материалы и инструменты для подготовки поверхности к обработке. Это стандартный набор абразивов различной зернистости, обезжириватель, колер для клея в цвет волокон, а также специальный праймер для пластмассы (при условии флокирования пластмассовых поверхностей).

Подготовка флокируемой поверхности

Прежде чем приступать к флокированию, следует подготовить поверхность деталей к нанесению волокон. Порядок действий в этом случае следующий.

  1. Тщательно очистите деталь от пыли и грязи.
  2. В случае если деталь сделана из обычного жёсткого пластика, вам будет достаточно обезжирить её перед нанесением клея.
  3. Если на поверхности есть глубокие трещины, вмятины или изломы, их нужно ликвидировать. Для этого сначала зашлифуйте повреждённое место, а затем зашпаклюйте его. После просыхания шпаклёвки удалите излишки и сгладьте переходы с помощью наждачной бумаги.
  4. Если обрабатываемая деталь сделана из полипропилена, необходимо нанести специальный грунт (он же праймер) для пластика. Это повысит адгезию материала и улучшит сцепление с клеем для флокирования. Праймер обычно выпускается в форме аэрозолей. Среднее время высыхания составляет 10–15 минут.
  5. Так как вы работаете со статическим электричеством, заземлить нужно не только стол, но и саму деталь. Для этого используются специальные зажимы, которые крепятся к необрабатываемой стороне изделия.
  6. С помощью кисточки или валика нанесите клей на поверхность тонким равномерным слоем. Следите, чтобы не было проплешин или подтёков. Если излишки клея всё же образовались, их можно убрать с помощью сухой кисти.

Если вы хотите покрыть поверхность не целиком, а создать на ней определённый узор, то не нужно наносить клей на всю поверхность детали. Ограничьте выбранный участок скотчем и положите клей лишь на это место. Уберите скотч и начните флокирование.

Для того чтобы облегчить себе процесс распределения клея, добавьте в него колер. С его помощью вы будете видеть образующиеся наплывы состава. Используйте колер в цвет флока и тогда ваши огрехи при флокировании будут менее заметны.

После того как клей нанесён на поверхность, у вас есть не более 10 минут, чтобы распылить на неё волокна материала. Ещё один важный момент: следите, чтобы клеевой слой соприкасался с проводом заземления.

Процесс флокирования

Сам процесс флокирования представляет собой распыление текстильных частиц из специального аппарата.

флокирование
при флокировании волокна распыляются на поверхностьиз специального аппарата

Осуществляется он следующим образом.

  1. Засыпьте флок в бункер флокатора. Вы можете создать новый оттенок, смешав различные цвета волокон в определённых пропорциях.
  2. Возьмите флокатор в руку таким образом, чтобы касаться голой кожей металлической ручки инструмента. Таким образом вы создадите заземление.
  3. Держите флокатор строго перпендикулярно обрабатываемой поверхности. Расстояние между ними должно составлять 10–15 см.
  4. Настройте мощность инструмента, ориентируясь на форму и размер детали. Чем меньше обрабатываемая площадь, тем меньше должна быть мощность. Это поможет вам избежать перерасхода материала.
  5. Равномерно нанесите первый слой флока. Все ваши движения должны быть максимально плавными. Нельзя сильно трясти аппаратом: это приведёт к тому, что ворсинки не воткнутся в клей под углом 90°, а утонут в нём и будут мешать приклеиванию остальных волокон.
  6. Сдуйте лишние частицы феном.
  7. Повторяйте пункты 6 и 7 до получения качественного покрытия. Обычно для этого требуется 2–3 слоя.
флокатор в руке
держите флокатор голой рукой за металлическую ручку, чтобы обеспечить заземление

Если вы совершили грубую ошибку при нанесении материала, весь слой клея вместе с флоком можно убрать с детали, но только в течение первого часа.

Неиспользованный флок пересыпьте из бункера обратно в пакет. Он ещё вполне пригоден для применения.

Видео: флокирование деталей салона автомобиля

Если всё сделано правильно, то покрытие детали станет однородным и бархатистым. В завершение работы его необходимо просушить. Для этого расположите деталь обработанной стороной вверх на полке или стеллаже. Время сушки зависит от размера изделия и количества слоёв, но в среднем составляет около суток. Если нужно ускорить высыхание, поместите деталь в сушильный шкаф. О том, как сделать сушильный шкаф, мы рассказывали ранее.

Готовое изделие верните на прежнее место в салоне автомобиля и наслаждайтесь его внешним видом.

флокированная панель
если вы всё сделали правильно, флокированная деталь станет мягкой и бархатистой

Отзывы автомобилистов о процедуре

Решить, насколько привлекательно смотрится покрытый флоком салон, можете только вы, ведь сколько людей — столько и мнений. О других преимуществах и недостатках этого материала вы сможете узнать, прочитав отзывы людей, которые уже обновили свой автомобиль таким методом.

Мы с флоком уж лет десять. Токопроводящий клей тоже надо швейцарский. Но на дно багажника и вставки в двери нельзя — протираются до дыр очень быстро. Со швейцарским флоком и клеем детали можно чистить даже растворителем (но без фанатизма), чистится от пыли очень легко и не только пылесосом, но и просто щёткой. Если детали не тереть грузом в багажнике или обшлагом шинели (были такие клиенты), то стоят без изменений долгие годы. Удобно, красиво, практично. Кожзам выглядит похабно, за карпет надо просто пороть, алькантара глядится только на сиденьях и дверях, а вот на стойках — не очень. Кожей далеко не все можно красиво обшить, особенно динамики в продвинутой установке.

DS21

https://www.drive2.ru/b/288230376152165121/

Из плюсов. После продолжительной стоянки на солнце, пластик не нагревается, и в жару помогает сохранять микроклимат. Говорят, ещё пропадают скрипы, у меня их не было, поэтому не могу сказать точно. На студиях звукозаписи флокируют стены, чтобы звук получить без эха. Может, любителям дорогой музыки будет интересно. Флоком хорошо реставрировать старые поверхности, которые выгорели, потеряли цвет, или имеют механические дефекты. Все это хорошо маскируется под бархатом, без швов от выкроек. Конечно, поверхность должна быть подготовлена, а то покрытие повторит все изъяны. Ну и просто красиво! Что могу посоветовать, так это не использовать светлые, маркие тона. Белый флок будете чистить каждый месяц. Не флокируйте элементы, которые часто будете трогать руками, это ручки, рули, рычаги, кнопки и т. д. Места в области ног тоже не рекомендую: затопчется и сотрётся.

Егор Протопопов

https://auto.mail.ru/forum/topic/predlagaju_pogovorit_o_flokirovanie/

Не знаю как насчёт пластиковых деталей, но я вижу в этом способе возможность самостоятельно обновить потёртую обшивку дверей, вместо покупки новой. Жаль у меня пока нет гаража, где можно было бы этим заниматься.

KsandrPRO

http://лада2111.рф/flokirovanie-auto/836-flokirovanie-salona-auto.html

Буду объективным и по уровню крутости оценю эту технологию так: флокирование — это круче, чем просто покраска деталей салона краской по пластику, но не так круто как отделка кожей или алькантарой. Это факт. Хотя, есть любители, которым флок нравится больше всего.

Gera

http://www.fst-racing.ru/modules/phpBB2/viewtopic_t_269.html

В одной машине дома есть уже: держится, не потёрся, не потускнел, зимой на ощупь приятный тёплый материал. Плюс некоторые цвета под ультрафиолетовой лампой светятся, ещё в машине тише становится.

Dan

http://forums.drom.ru/novosibirsk/t1151417280.html

У меня флоковый салон. Выглядит, конечно, не скрою, очень плюшево и богато, мне нравится. Чищу раз в 3 месяца, салон не так нагревается как раньше, и когда солнце светит, он похож на искрящийся снег в солнечную погоду.

DuralaZ

https://www.drive2.ru/l/3462802/

Как вы, наверное, уже заметили, для флокирования не обязательно обладать специальными навыками окраски или перетягивания материалов. Его легко выполнить своими руками при условии, что у вас есть для этого подходящее помещение, инструменты и свободное время. Флокировать можно салон полностью или какие-либо отдельные детали. Здесь всё зависит исключительно от вашей фантазии. Вы можете выбрать один цвет, а можете комбинировать близкие или противоположные оттенки, выражая тем самым свою индивидуальность. А чтобы процесс обновления автомобиля прошёл легче и качественней, воспользуйтесь нашими инструкциями.

Обратите внимание

Сигнализация starline

Самостоятельная установка и настройка сигнализации Starline

Покупка нового автомобиля — всегда радостное событие. Его сразу же нужно защитить от возможного угона. ...