Основным звеном, обеспечивающим требуемый уровень пассивной безопасности, сегодня считают жесткий, мало деформируемый каркас — «капсулу безопасности». При любой аварии, капсула обязана сохранять необходимое жизненное пространство, снизив тем самым тяжесть последствий и обеспечив оптимальную защиту пассажиров и водителя.
Вокруг, снаружи жесткого каркаса, располагаются конструктивные элементы поглощающего пояса. Вот поле деятельности для инженера: в обычной жизни, эти элементы выполняют другие функциональные роли, и только при аварии — деформируются, демпфируют, перераспределяют и отводят энергию соударения. Задача пояса поглощения — замедлить ускорение внутри «капсулы» при любом возможном столкновении. Перечисленное выше, относится к элементам пассивной безопасности автомобиля.
Обычно, при создании кузова, используют три различные группы стали:
— Мягкая сталь SEPP. Когда-то, не так давно, кузов легкового авто мог полностью состоять только из данного материала. В кузове автомобиля, спроектированного, скажем, в 2007 году, из мягкой стали состоит лишь 20-25% деталей. В большинстве случаев – это вся внешняя облицовка.
— Сталь типа HLE (Высокая степень упругости) либо DP (Двухфазная). В данном случае, это большая группа материалов повышенной прочности, включает в себя стали, отличающиеся по способам производства. Стали являются наиболее используемым материалом при изготовлении несущей части современного кузова.
— USIBOR или TRIP (соединение аустенита, бейлита, феррита) — многофазные стали. Это — высокопрочные материалы последнего поколения. Применяют сегодня для создания «недеформируемых» участков (недеформируемых зон) кузова, к ним относятся: усилители дверей, бамперов, центральные стойки, рама лобового стекла, и т. п.
Когда-то (в 50х – начале 60-х), обеспечить максимальную безопасность было сложнее как раз для автомобилей малого класса (гольф-класса). Компания Mercrdess даже отказалась от производства целого класса (малолитражных) авто, возобновив его только в середине 80-х. На данный момент, уровень безопасности легковых авто практически сравнялся, а особо высокие требования к пассивной безопасности автомобиля предъявляют в Европе.