Уплотнительные кольца любого двигателя, бензинового или дизельного, имеют разрез. Если смотреть на такое кольцо, когда оно находится на плоскости, можно заметить, что его форма напоминает букву «С», а не букву «О». Благодаря чему отработанные газы из цилиндра поступают не только в выхлопную трубу, но и в картер. Понять это просто, сложнее указанную проблему решить.
Удаляться из картера выхлопные газы могут прямо в атмосферу. Накапливаясь, они создают избыточное давление. Системы вентиляции, основанные на этом принципе, получили название «открытые». У них есть свои недостатки. Любой современный двигатель снабжается «закрытой» системой очистки, благодаря которой производится принудительная вентиляция объема картера. Принцип ее действия будет рассмотрен далее.
Как продуть чистым воздухом
К недостаткам «открытых» систем вентиляции можно отнести следующее. Выхлопные газы, когда они находятся в картере, смешиваются с моторным маслом. Что губительно влияет на свойства последнего. Если чистый воздух, попадая в картер, будет смешиваться с выхлопными газами и затем удаляться, то полностью избавиться от этой проблемы не получится тоже. Но можно будет минимизировать вред.
Рассмотрим принцип действия «закрытой» системы вентиляции. Чистый воздух попадает в двигатель, проходит через картер и смешивается с отработанными газами. Затем эта смесь всасывается потоком воздуха, проходящим через впускной коллектор. В результате выхлоп оказывается снова в камере сгорания. Получается, что система вентиляции замкнута на сам двигатель, поэтому вредные материалы не попадают в атмосферу, а «дожигаются» с топливом внутри камеры сгорания. Схематически подобная установка изображена на втором рисунке.
Маслоуловители и принципы их работы
Если внимательно посмотреть на схему системы вентиляции, можно понять, что из картера через патрубок будут выходить не только отработанные газы, но и пары масла. Если моторное масло будет сжигаться двигателем, это приведет к образованию копоти. Вот почему пары масла необходимо отделять от газовой смеси, для чего в разрез патрубка (шланга PCV) устанавливают так называемый маслоуловитель.
Изготовление систем отделения масла, эксплуатация которых не требовала бы вмешательства человека, сегодня по силам не всем производителям авто. Существует три разновидности маслоуловителей: центробежный спиральный лабиринт, фильтр, лабиринт из параллельных перегородок. Спиральная система с металлическим фильтром может быть достаточно эффективной, и только в некоторых случаях использование современных технологий позволяет сделать ее необслуживаемой. Выбор останется за владельцем.