Судя по названию, технология Connected Car позволяет подключить автомобиль к сети Интернет. При этом используются протоколы GPRS/3G/4G. Одновременно с чем, технология предусматривает следующее: точка доступа, установленная на консоли, раздаёт Интернет всем мобильным устройствам, находящимся внутри салона. Получается, автомобиль оснащают действующим Wi-Fi-роутером, управлять которым можно с сенсорного дисплея. В действительности технология Connected Car представляет из себя нечто большее, чем просто способ подключиться к Интернету. Опции, доступные водителю каждого «подключенного авто», перечислены дальше.
Есть ли смысл подключать автомобиль к всемирной сети?
При наличии доступа к Интернету автовладелец получит в своё распоряжение следующие возможности:
- Автоматическое уведомление о ДТП: при наличии навигатора «аварийные локации» на дисплее будут подсвечены;
- О появлении технических неполадок система будет сообщать в центр поддержки. Правда, наличие штатного навигатора здесь снова оказывается необходимым;
- Если скорость будет превышена, значение показаний спидометра может быть отправлено в ГИБДД, а также страховщику ОСАГО;
- При помощи смартфона владелец получит доступ ко всем системам авто. Можно будет дистанционно управлять кондиционером, контролировать напряжение бортсети и т.д.
Всё выглядит здорово, но при условии, что предпоследняя из опций является отключаемой.
В действительности страховая компания может обязать устанавливать систему Connected Car, в которой опция контроля уже активирована. Такая перспектива выглядит реально.
За превышение скорости на 20 км/ч ответственность не предусмотрена. Поэтому вряд ли тревожные сообщения есть смысл отправлять, если значение, считанное с датчика скорости, отличается от рекомендуемого на 20 км/ч или меньше.
Ещё нужно учитывать, что опция дистанционного контроля оказывается бесполезной, если в наличии нет смартфона, и он так же, как автомобиль, должен быть подключен к Интернету. Получается, оплачивать услуги связи придётся в двойном размере. Платить нужно будет за подключение самого авто, а также за возможность передачи данных через смартфон.
Оборудование
Аппаратный модуль, способный подключаться к сетям 3G, может быть как встроенным, так и внешним, приобретаемым отдельно. В первом случае говорится о неком устройстве, которое предусмотрено в конструкции центра мультимедиа. Тогда внутри основного блока должен присутствовать слот для SIM-карт.
А вот внешние модули нужно соединять с шиной OBD. Они, в свою очередь, могут быть двух типов:
- Способные работать автономно и снабжаемые собственной GSM-антенной и разъемом для SIM-карт;
- Подключаемые к Интернету через смартфон владельца.
Отдельные электронные модули, способные подключаться к базовой станции GSM и совместимые с OBD-разъёмом, сейчас используются в целях мониторинга транспорта. С их помощью, например, контролируется расход топлива. Правда, речь здесь идёт только о GPRS-протоколе. Его пропускная способность – 256 кбит/с.
Что доступно сейчас
В принципе, не так важно, какой именно модуль для выхода в Интернет будет использоваться – встроенный или внешний. Главное, чтобы он был совместим с SIM-картой, обеспечивающей надёжное подключение. А тариф, предлагаемый провайдером, должен соответствовать двум требованиям: подключение должно быть постоянным, а размер абонентской платы желательно свести к минимуму.
Автомобили с предустановленным модулем 3G выпускают два европейских концерна – Volvo и BMW. Дисплей в таких авто не отображает аварийные локации, но набор других опций, предусмотренных базовой технологией, владельцу оказывается доступен. Фирма Hyundai, в свою очередь, использует собственные стандарты. Она разработала технологию Blue Link, тоже позволяющую подключаться к авто через Интернет. Но модемы, установленные в автомобили Hyundai, не работают в сетях GSM.
Если говорить именно о России, то SIM-карты, предназначенные для автомашин с системой Connected Car, выпускает компания Yota. Речь идёт об электромобилях, предлагаемых под брендом Tesla и снабжаемых соответствующим модулем.
Подытожим всё вышесказанное:
- Хотите пользоваться технологией Connected Car – купите автомобиль Tesla, а заодно и SIM-карту с абонентской платой 790 рублей в месяц;
- Продукция концерна Hyundai тоже заслуживает внимания, только придётся поискать, нет ли поблизости оператора CDMA-связи. Основой технологии Blue Link является протокол CDMA, а не какой-либо другой;
- Всё можно реализовать самим, разобравшись в тонкостях протокола OBD и приобретя внешний дополнительный модуль.
Сама технология Connected Car является новой, и большинство участников движения её не используют. А без этого, как легко понять, нельзя получить функциональность, превосходящую возможности GSM-сигнализации.
В пользу последней, кстати, выбор сегодня делает большинство автовладельцев. А вот если без наличия 3G-модуля, совместимого с рассмотренной технологией, нельзя будет получить полис ОСАГО, всё начнёт меняться. Но пока о подобных мерах речь не идёт.
Перспективы развития
Суть в том, чтобы не только передавать данные с авто по запросу владельца, но и чтобы отслеживать события, происходящие с автомобилем всё время. Информация об этих событиях не может храниться в операторском центре, поэтому местом её хранения должно стать «облако», организованное на базе смартфонов самих автовладельцев. Программные решения, действующие по указанному принципу, сейчас уже есть. Одно из них, кстати, создано российскими разработчиками.
Возможно, со временем будут реализованы и другие, более сложные принципы управления и контроля. Технология Connected Car в любом случае является новой, и многие методы её применения только предстоит найти.
[embedyt] http://www.youtube.com/watch?v=-2GiRGYne7Q[/embedyt]