Современный автомобиль может быть оборудован механической трансмиссией. Но, в отличие от раритетных автомашин, для каждой ступени механической «коробки» сейчас предусматривают наличие синхронизатора. Перед включением передачи всегда будет срабатывать система синхронизации, которая служит единственной цели, а именно, она выравнивает угловые скорости шестерен до момента их зацепления.
Передача должна включаться надежно и мягко, без «скрежета зубьев». Раньше надо было включать «нейтраль», затем во второй раз выжимать сцепление и осуществлять переход на нужную ступень. Синхронизатор, в свою очередь, работает так: он не позволяет включить требуемую передачу, пока не произойдет выравнивание скоростей двух зацепляемых шестерен. То есть, в течение небольшого интервала времени на рычаге будет ощущаться механическое сопротивление, препятствующее включению выбираемой ступени. Данное свойство не является дефектом конструкции КПП, о чем начинающие водители не знают.
Как «убить» МКПП?
Все время, пока идет выравнивание, синхронизатор как бы запирает рычаг, не позволяя установить его в требуемое положение. Но препятствие не является абсолютным. Проще говоря, если приложить достаточное усилие, блокировку всегда можно «продавить». При экстренном или аварийном включении такое действие является необходимым, и оно же, как легко понять, способствует отламыванию зубьев на шестернях.
«Вредные» советы
Иногда требуется выполнить экстренное торможение, когда автомобиль движется по снегу или по льду. Существует совет: вроде бы, в этом случае можно включить «задний ход», чтобы колеса начали вращаться в сторону, противоположную движению. На автомобиле с автоматической трансмиссией возможность выполнения таких действий исключается. А вот «на механике» можно переключать передачи как угодно, если только приложить достаточное усилие.
Казалось бы, совет звучит разумно. Когда не обеспечивается хорошее сцепление покрышек с дорогой, можно выполнить экстренное торможение указанным способом. Но включив передачу «R» на ходу, необходимо помнить, что после этого механическая «коробка» отправится в капремонт. Дорожное покрытие не всегда однородно: на скользкой поверхности могут оказаться участки с повышенным коэффициентом трения.