Отметим, что сейчас уже не выпускают автомобилей, рулевое управление которых не оборудовано усилителем, работающим по тому или иному принципу. А в общей сложности таких «принципов» существует два: усилитель может быть гидравлическим (ГУР) или электромеханическим (система называется ЭУР). Рассмотрим особенности управления авто, характерные для каждого из этих двух случаев.
Гидроусилитель был изобретен в 30-х годах, и такие системы сейчас используются в большегрузных автомобилях. Жидкость в гидравлической системе должна прокачиваться постоянно, поэтому ГУР расходует мощность двигателя в любой момент времени. Использование таких решений нельзя назвать экономичным. Так что, ГУР применяется там, где усилие, создаваемое серийно выпускаемой электромеханикой, оказывается недостаточным.
Управление автомобилем с ГУР
Если гидроусилитель включен, то определенная часть энергии, вырабатываемой мотором, расходуется все время. Но известно, что правильно сконструированная и исправная система ГУР способна развить максимальное усилие даже на холостых оборотах двигателя. К преимуществам ГУР перед ЭУР можно отнести и лучшую отдачу. С ЭУР эффект «обратной связи» присутствует, но проявляется он в несколько меньшей степени, что подтверждено мнением большинства водителей.
Теперь перечислим недостатки. В автомобилях с ГУР удерживать руль в крайнем правом или левом положении нельзя дольше пяти секунд. Если поступить иначе, масло в гидравлической системе начнет кипеть. В отличие от ЭУР, ГУР нельзя просто так выключить или изменить режим его работы. Большинством автомобилей, оборудованных системой ГУР, на практике можно управлять и с отключенным гидравлическим насосом, но само отключение выполняется в условиях СТО.
Управление автомобилем с ЭУР
К основным преимуществам ЭУР относится более быстрая, по сравнению с гидроусилителем, реакция системы на повороты руля. Это, в свою очередь, является важным качеством, обеспечивающим хорошую управляемость авто на высоких скоростях. Впрочем, как раз при таких условиях интенсивность воздействия электроусилителя обычно минимизируется. Зато, в программе контроллера ЭУР всегда предусматривается несколько режимов работы (город, бездорожье, трасса) и возможность отключения.