Один из простых способов добавить индивидуальности вашему автомобилю и украсить его внешний вид — сделать тонировку фар. Эта разновидность лёгкого стайлинга обретает всё большую популярность среди владельцев различных марок авто как подержанных, так и абсолютно новых. И хотя подобную услугу предоставляет множество станций технического обслуживания, затонировать переднюю и заднюю оптику вы сможете самостоятельно, чем сэкономите существенную часть денежных средств.
Содержание
Зачем тонировать фары?
Тонировка оптических приборов головного света и задних фонарей — это нанесение на их поверхность стойкого полимерного покрытия. Это мероприятие может преследовать несколько целей:
- улучшение внешнего вида машины за счёт изменения цветового оттенка прозрачной оптики;
- дополнительная защита фар от ударов мелких камешков и разного рода царапин;
- восстановление старых световых приборов, на чьей поверхности появились помутнения, потёртости и царапины.
Главное преимущество тонировки — придание защитных свойств светопрозрачной поверхности. Но для большинства автомобилистов, решившихся на подобный шаг, на первом месте стоит красота автомобиля, а защита во избежание повреждений отходит на второй план.
У тонированных фар есть 2 недостатка и оба довольно существенные:
- сильное затемнение оптики головного света снижает освещённость дороги для вас, а тусклый свет задних фонарей делает машину менее заметной для других участников движения;
- возникают проблемы с инспекторами дорожно-патрульной службы.
Второй недостаток особенно неприятен для владельца машины с тонированными фарами. Суть проблемы проста: есть требования законодательства, ограничивающие степень затемнения и изменения цвета оптики, но у инспекторов нет специальных приборов, с помощью которых они могут доказать подобное нарушение. Отсюда зачастую возникает самовольная трактовка пунктов Правил со стороны сотрудников ДПС, сопровождающаяся попыткой «впаять» вам штраф.
Кодекс административных правонарушений на этот счёт гласит следующее:
- В пункте 3 Статьи 12.5 говорится, что цвет свечения передних фар должен быть белым, жёлтым либо оранжевым. Изменение в другой цвет влечёт ответственность в виде лишения прав на период 6—12 месяцев плюс конфискация таких фар.
- В пункте 1 той же Статьи определены цвета задних фонарей — красный, оранжевый или жёлтый. За несоблюдение требований предусматривается штраф в пределах 100—500 руб.
Отсюда напрашивается вывод: чтобы не сталкиваться с проблемами, на приборы наружного освещения нужно наносить тонировку допустимого цвета либо полностью прозрачное покрытие. Если же вы используете синий и зелёный цвет либо плёнку «хамелеон» и «алмазная крошка», то будьте готовы к вопросам со стороны инспекции, хотя доказать свою правоту без приборов сотрудники ДПС не в состоянии.
Разновидности тонировки для фар
На данный момент широко применяется 2 способа нанесения на оптику дополнительного покрытия:
- наклеивание полимерных плёнок различных цветов;
- покрытие поверхности специальным лаком.
Справка. В последнее время на рынке появились новые защитные составы под названием «жидкая резина», продающиеся в аэрозольных баллончиках. Один из них — Plasti Dip Smoke, специально разработанный для нанесения на оптические приборы автомобиля. Но широкой популярности эти средства пока не обрели, поскольку по красоте они явно уступают плёнке и лаковому покрытию.
Каждый из способов имеет свои достоинства и недостатки, влияющие на сферу их применения. Плюсы полимерных плёнок состоят в следующем:
- для приклеивания не нужно снимать блок-фары с автомобиля;
- при необходимости покрытие можно быстро удалить, а позже наклеить новое;
- процедура тонировки достаточно проста и выполняется быстро, хотя и требует некоторой сноровки от исполнителя;
- широкий выбор цветов и оттенков, а также дополнительных эффектов типа «алмазная крошка» или «хамелеон»;
- после качественного нанесения поверхность становится идеально ровная.
Из минусов стоит отметить дороговизну материала, а дешёвые изделия родом из Китая отличаются недолговечностью и сложностью процесса приклеивания. Второй момент: накладка плёнки сильно усложняется, когда на оптическом приборе сделаны выступающие надписи. Их приходится зачищать заподлицо с поверхностью, после чего полировать фару и только потом клеить цветной полимер.
Последний недостаток заключается в том, что плёнка не в состоянии скрыть различные дефекты, полученные оптикой во время эксплуатации, — помутнение, царапины и потёртости. В подобных случаях следует применять лакировку, дающую такие преимущества:
- приемлемая стоимость материалов;
- возможность убрать все мелкие повреждения и восстановить внешний вид фары;
- выпуклый шрифт на оптике не является проблемой, поскольку для лакировки поверхность всё равно необходимо зачищать.
Справка. Качественный лак, нанесённый в несколько слоёв в соответствии с технологией, по долговечности не уступит полимерным плёночным материалам. Утверждения о сильном затемнении фар при использовании лака необоснованны, здесь главную роль играет его оттенок и число наложенных слоёв.
Недостатки у способа следующие:
- более сложный и длительный процесс нанесения;
- качество покрытия зависит от мастерства человека, который его напыляет из баллона или краскопультом;
- быстро удалить застывший лак невозможно;
- для тонировки световых приборов способом лакировки их лучше демонтировать, чтобы не пришлось оклеивать и накрывать полиэтиленом полмашины.
Из вышесказанного следует, что выбор между плёнкой и лаком во многом зависит от состояния приборов головного и заднего света. Новую оптику есть смысл оклеивать полимером желаемого цвета, а для фар с большим сроком эксплуатации стоит применить лак. Причём в одном и другом случае можно выдержать максимальную прозрачность, чтобы не вступать в конфликты с инспекторами.
Рекомендации по выбору плёнки
Первым делом необходимо приобрести сам материал, желательно качественный. Дешёвая продукция из Поднебесной вряд ли подойдёт, если вы собираетесь клеить её впервые в жизни. Здесь действует простое правило: чем дешевле изделие, тем сложнее его красиво наложить на фары.
Совет. Чтобы успешно справиться с задачей, предпочтительнее брать высококачественную плёнку с двумя защитными слоями от следующих известных брендов: Orafol (Германия), 3М (Япония), LLumar и Sun Solar (США).
Помимо подбора цвета и дополнительных эффектов тонировки, который вы сделаете сами, выбирать плёнку нужно по 3 критериям:
- Степень светопрозрачности (иначе — световая пропускная способность). Помните, что слишком затемняющий материал не только создаст вам проблемы с ДПС, но и повлияет на собственную безопасность в ночное время суток.
- Толщина изделия (бывает от 0,6 до 1,2 мм). Чем тоньше полимер, тем удобнее его клеить, но хуже защитные свойства.
- Способность к растяжению при подогреве позволяет спокойно приклеивать плёнку на разные криволинейные поверхности фар, коими славятся многие современные автомобили.
Совет. Перед походом в магазин не забудьте прикинуть примерную площадь плёнки, необходимой для оклеивания передних и задних фонарей. Прибавьте к ней запас не менее 30% на тот случай, если ваш первый опыт выйдет неудачным, из-за чего часть испорченного материала придётся выбросить.
Процесс наклеивания своими руками
Заниматься тонировкой необходимо в светлом и теплом помещении, причём лучше — с помощником. Недопустимо работать на улице, где ветер гоняет пыль, моментально садящуюся на влажные поверхности. Чтобы успешно затонировать передние фары, нужно приготовить такие инструменты и вспомогательные материалы:
- специальный пластиковый шпатель с резиновым концом под названием ракель;
- ёмкость для воды с ручным опрыскивателем;
- фен строительный;
- ножницы, тонкий острый нож (подойдёт канцелярский);
- рулетка и маркер;
- мягкая ветошь либо бумажные салфетки;
- средство для мойки стёкол на спиртовой основе.
Совет. При отсутствии строительного фена воспользуйтесь бытовым. Чтобы однажды затонировать оптику, его вполне достаточно.
Для начала измерьте рулеткой фару вдоль и поперёк, чтобы сделать примерную выкройку. Отрезая материал, предусмотрите запас по 2 см с каждой стороны. Дальнейший порядок операций такой:
- Хорошенько вымойте приборы головного света стеклоочистителем и высушите их, не касаясь руками. Во время сушки вырежьте кусок полимера требуемых размеров.
- Снимите с плёнки нижний защитный слой и увлажните её поверхность водой, пользуясь опрыскивателем. Также набрызгайте воду на фару.
- Наложите тонировку на оптику с таким расчётом, чтобы запас равномерно распределился по краям.
- Ракелем постепенно выгоните из-под плёнки всю воду, начиная от центра и двигаясь к краям. Не допускайте складок и перекосов, особенно тщательно проработайте крайние зоны.
- В местах изгибов поверхности, где образуются складки, прогрейте материал феном и немного вытяните.
- Убедившись, что плёнка плотно прилегает к фаре во всех местах, обрежьте излишки ножом, затем ещё раз пройдите ракелем по краям.
- Аккуратно отделите верхний защитный слой и снимите его с тонировки. На этом работа окончена.
Совет. Действуя шпателем, не бойтесь как-то повредить тонировку и нажимайте смело (в пределах разумного). Верхний слой как раз и служит для защиты основной плёнки в процессе наклеивания.
По окончании тонировки световых приборов проверьте, насколько хорошо плёнка прилегает по углам. Если кое-где она выходит за пределы оптики, то такие излишки нужно обрезать. После чего можете приступать к оклеиванию задних фонарей, выполняемому по той же технологии.
Порядок приклеивания плёнки на фото
Видеоматериал о тонировке с помощью цветных плёнок
Как правильно наложить лак?
Восстановление оптики либо её тонировка способом нанесения лака должно выполняться в теплом закрытом помещении без сквозняков, способных поднять пыль. Для работы вам понадобится:
- средство для мойки стёкол;
- прозрачный или тонировочный лак, предназначенный для фар (можно в аэрозольном баллончике);
- наждачная бумага крупностью Р600 и Р800;
- органический растворитель либо уайт-спирит для обезжиривания;
- ветошь или бумажные салфетки;
- перчатки, респиратор.
Совет. Если на вашем автомобиле установлены оптические приборы с прозрачной частью из стекла, то лучше самостоятельно за лакировку не браться или же затонировать фары плёнкой.
Накладывать лаковое покрытие удобнее, когда передние блок-фары и задние плафоны сняты с машины. В таком случае нужно приготовить соответствующий инструмент и демонтировать световые приборы. Второй вариант — лакировка прямо на автомобиле, для неё понадобится малярный скотч и полиэтиленовая плёнка (можно взять плотную бумагу), чтобы оклеить переднюю часть кузова. Поскольку этот способ сложнее в исполнении, он и будет рассмотрен далее.
Совет. Затирку поверхности легче и удобнее выполнять шлифовальной машиной. Если есть возможность, возьмите её попользоваться на 1 день.
Для начала следует вымыть машину, загнать в гараж и высушить. Затем поднимите крышку капота, вымойте фары спереди и по бокам стеклоочистителем, после чего приступайте к тонировке. Последовательность операций такая:
- Тщательно обработайте поверхность оптики наждачной бумагой (на жаргоне специалистов — заматируйте, сделайте матовой).
- Протрите фары ветошью, смоченной в обезжиривателе, дайте ему полностью испариться.
- Пользуясь малярным скотчем и полиэтиленом, оклейте оптические приборы по контуру и прикройте переднюю часть авто, чтобы лак не попал на кузов. Также проложите плёнку или плотную бумагу в подкапотном пространстве, дабы прикрыть двигатель другие агрегаты.
- Хорошенько перемешайте лак в баллоне путём встряхивания (время взбалтывания указано на упаковке). Если вы используете краскопульт, смешайте лак с отвердителем в соответствии с инструкцией.
- Прозрачный лак нанесите в 2 слоя с длительным перерывом для просушки (15—20 минут). Количество слоёв затемняющего покрытия определяйте визуально, но больше 4 накладывать не стоит. Ускорять высыхание путём нагревания феном не допускается!
- После предварительной сушки снимите с машины полиэтилен и скотч. Спустя 24 часа автомобиль можно эксплуатировать.
Важный момент. Если на фарах нет следов износа от длительной эксплуатации, для матирования сразу берите шкурку Р800. При наличии помутнений, царапин и прочих дефектов сначала поработайте крупнозернистой бумагой Р600, периодически опрыскивая поверхность водой. В результате зачистки матовость должна быть однородной, без пятен.
При тонировке задних фонарей их проще снять с машины, чем оклеивать кузов. Алгоритм работы соблюдайте такой же, как и при нанесении лака на передние фары.
Фото процесса тонировки лаком
Видеоматериал по применению лака для фар
Как покрыть лаком задние плафоны — видео
Для успешной тонировки оптических приборов авто нужна некоторая практика. Чтобы не испортить материал и не наделать потёков от лака, стоит сначала потренироваться на другой похожей поверхности (например, на старой фаре или прозрачном пластике). Это поможет обнаружить все подводные камни на личном опыте и затонировать оптику автомобиля без изъянов. Вся процедура отнимет не более 1 дня вашего времени.