Генератор — основной источник электроэнергии в автомобиле, от исправности которого зависит стабильность работы всех узлов и агрегатов, потребляющих ток, а также долговечность аккумуляторной батареи. В ходе регулярного ТО обязательно контролируется состояние генератора, однако, лучше делать это при первых же признаках поломки. Мы расскажем, как проверить генератор на машине, не снимая его, и что для этого понадобится.

Необходимые инструменты и материалы

Инструменты
Минимальный набор инструментов должен быть у каждого автовладельца в багажнике, это поможет избежать больших трудностей которые могут возникнуть при отсутствии этого самого инструмента

Проконтролировать состояние генератора несложно, но конечный результат будет зависеть от вида проверки и точности использованного оборудования. Лучшим решением станет мультиметр, подойдёт даже недорогой прибор с минимумом функций. Кроме того, вам могут понадобиться:

  • гаечные ключи (обычно используются размеры 10–14);
  • плоская или крестовая отвёртка;
  • нож, бокорезы, пассатижи и другие инструменты для работы с проводами;
  • изолента или термоусадочная трубка.

Не забывайте об электробезопасности — работайте в перчатках, избегайте контакта «плюсовых» проводов и клемм с корпусом автомобиля и другими заземлёнными объектами.

Суть проверки

Проверка напряжения
Мультиметр — вещь полезная, а порой очень необходимая, поможет автолюбителю сэкономить время и нервы, а то и средства на диагностике в автосервисе. Надёжный прибор стоит в районе ~1,5 – 2 тыс. рублей, так же незаменим при диагностировании любой электроники

Прежде всего, внимательно присмотритесь к поведению автомобиля. О проблеме с генератором скажет постоянное свечение контрольной лампы АКБ, нестабильная работа фар, подсветки приборной панели и салона. Открыв капот, можно заметить ослабление или обрыв ремня генератора — зачастую именно он вызывает перебои в работе детали.

Более точную проверку генератора не снимая с двигателя можно осуществить двумя методами. Первый, относительно сложный, предполагает такую последовательность действий:

  1. Заглушить ДВС и отключить «массу».
  2. Установить мультиметр в режим вольтметра (V20 для легковых авто, V200 для грузовых с 24-вольтной бортовой сетью).
  3. Открыть капот. Соединить плюсовой щуп прибора с положительной клеммой АКБ, а минусовой — с массой. На дисплее должно появиться значение в пределах 12,4–12,8 В (здесь и далее — для легковых автомобилей).
  4. Запустить двигатель в режиме холостого хода и повторить измерения. На этот раз нормальный результат — 13,8–14,6 В. Для машин с бортовым компьютером и другой современной электроникой допустимы значения до 14,8 В.
  5. Увеличить нагрузку, например, включить фары и магнитолу, повысить обороты ДВС. Напряжение должно «просесть» до 13,6–14,0 В, но не ниже.

Существенное падение напряжения во время теста под нагрузкой, как и перезаряд АКБ, свидетельствует о неправильной работе генератора. Для поиска конкретной неисправности придётся снять деталь с авто.

Второй метод проще, он подойдёт в тех случаях, когда использование мультиметра невозможно. Но и на точный результат рассчитывать не приходится. Итак, необходимо:

  1. Запустить ДВС в режиме холостого хода и включить небольшую нагрузку, например, противотуманные фары.
  2. Открыть капот. Ослабить крепление отрицательной клеммы АКБ и аккуратно снять её.
  3. Подержать клемму отключённой, наблюдая за поведением автомобиля, после чего установить на место.

Если после отсоединения клеммы от АКБ двигатель заглох, генератор неисправен. Перебои в его работе, существенное снижение яркости фар и другие «симптомы» падения напряжения тоже укажут на проблемы с деталью.

Надеемся, мы помогли вам определить состояние генератора. Удачи на дороге!

Обратите внимание

Чип-тюнинг ДВС — стоит ли?

Со времён появления первых автомобилей их владельцы шли на самые разные ухищрения, чтобы добиться от ...

Если Вам нравятся статьи, подпишитесь на наш канал в Яндекс Дзене, чтобы не пропустить свежие публикации. Вы с нами?