Электронная система впрыска топлива похоронила карбюратор, заменив его компьютером. Искусственный интеллект, совершенство которого еще не достигнуто.
Первые безкарбюраторные двигатели появились в Германии в 1938 году. Авиаконструкторы Вермахта собрали двигатель для Мессершмитта, у которого впрыск топлива обеспечивали форсунки. Такие двигатели больше не боялись перегрузок, от которых в карбюраторных моторах появлялись характерные провалы. А первые инжекторные автомобили появились спустя четверть века – в 1961 году.
Электронная система впрыска, иногда ее называют инжекторной, чем-то похожа на живой организм. Двигатель – это тело, на котором есть датчики. Они, как органы чувств, следят за мотором и сообщают о режимах его работы электронному мозгу машины – компьютеру. Он обрабатывает всю информацию от датчиков и выдает команду форсункам. Они производят впрыск точной порции топлива в двигатель.
Поломка хотя бы одного датчика приведет к неустойчивой работе двигателя или вовсе его заглушит, но и компьютер не безгрешен. Заводская прошивка может вызывать у двигателя подергивание и провал при последующем ускорении, не до конца корректный холостой ход, возможен плохой холодный запуск.
Датчик положения коленвала следит за пульсом двигателя. Без него машина не заведется. Этот датчик определяет частоту вращения коленвала, это необходимо, чтобы свечи в нужный момент давали искру, а форсунки впрыскивали топливо.
Еще один наблюдатель – датчик положения дроссельной заслонки. Он отвечает за количество топливно-воздушной смеси, поступающей в цилиндры. Ровное дыхание двигателю обеспечивает датчик массового расхода воздуха. Он стоит сразу за воздушным фильтром. Без воздуха бензин не загорится и машина не поедет.
Еще есть датчик температуры охлаждающей жидкости. Благодаря ему получается обогащенная топливная смесь. Она обеспечивает уверенный запуск автомобиля зимой.
Датчик детонации. Он дает команду компьютеру перестроить зажигание, чтобы устранить самопроизвольное воспламенение топлива в цилиндрах.
Датчик кислорода стоит в выхлопной трубе перед каталитическим нейтрализатором и нюхает отработавшие газы. Благодаря ему, система регулирует соотношение бензина и воздуха в двигателе, от этого зависит расход топлива и токсичность выхлопа.
На расход бензина и другие параметры автомобиля повлияет перепрограммирование электронного блока управления. Это называется чип тюнинг. Наряду с тюнингом автомобиля и двигателя такая операция может существенно улучшить характеристики двигателя, а может и убить его. Все зависит от программы.
Различные прошивки гуляют в интернете. Авторы обещают увеличение мощности, пониженный расход топлива и другие прелести. Не стоит этому слепо верить. В результате такого чип тюнинга могут быть изменены мощностные режимы, выставлены некорректные углы зажигания. Из-за таких прошивок сокращается ресурс двигателя, требуется его капитальный ремонт.
Разработчики постоянно обновляют программы для чип-тюнинга инжекторных машин. Они выпускают официальные версии на CD-дисках. Такая настройка может дать стабильный холостой ход, эластичной разгон без подергиваний, уверенный холодный пуск, прирост динамики и ощутимое снижение расхода топлива.
Вмешательство в электронный блок автомобиля посредством чип-тюнинга не превратит его в гоночный болид и не улучшит работу изношенных агрегатов. Если где-то прибыло, значит где-то убыло. Сомнительная прошивка может и сделает разгон машины немного быстрее, но расход топлива неоправданно возрастет.
А задумывались ли вы о чип-тюнинге своего двигателя? И стоит ли тратить на него время? Оставляйте свои комментарии.
Другие заметки и советы автолюбителям: