Исполнение обязывающих норм должно обеспечиваться механизмами государственного принуждения и ответственности. Нарушения обязанностей, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности автовладельцев, отнесены к разряду административных проступков.
Содержание
Обязанность автовладельца по страхованию гражданской ответственности
Обязанность автовладельцев страховать гражданскую ответственность прямо установлена ст. 4 ФЗ от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об ОСАГО». При возникновении права владения автомобилем по любым основаниям (купля-продажа, дарение, наследование, передача в оперативное управление и т. д.) договор должен быть заключён в течение 10 дней с момента возникновения права. Исключение предусмотрено для владельцев транспортных средств:
- с максимальной конструктивной скоростью до 20 км/ч;
- на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении;
- Вооружённых Сил и аналогичных формирований, за исключением используемых для обеспечения хозяйственной деятельности;
- зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность их владельцев застрахована в рамках международных систем страхования;
- принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям;
- не имеющих колёсных движителей, и прицепов к ним.
Владельцу, не исполнившему обязанность по страхованию, запрещена эксплуатация транспортного средства (п. 2 ст. 19 ФЗ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Аналогичное требование продублировано в п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, утв. Постановлением Правительства от 23.10.1993 г. № 1090.
Термин «эксплуатация» применительно к транспортному средству предполагает как использование автомобиля, так и поддержание его в технически пригодном состоянии. Использование, в свою очередь, не ограничивается только управлением автомобилем и участием в дорожном движении, но и включает в себя любые действия, связанные с управлением и движением (п. 12 Постановления Пленума ВС от 26.12.2017 г. № 58).
Обязанность водителя иметь при себе и по первому требованию передавать сотруднику полиции для проверки полис ОСАГО установлена п. 2.1.1 Правил дорожного движения. Некоторая неопределённость в этой части существует при оформлении электронного договора ОСАГО. В письме ГУОБДД МВД России от 03.07.2015 № 13/12-у-4440 (ссылка на извлечение из письма) в адрес руководителей региональных подразделений ГИБДД содержатся указания об исключении возможности привлечения автовладельцев с е-ОСАГО к ответственности за управление транспортным средством с заведомым отсутствием страховки (ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ), если в ведомственной базе данных или на сайте РСА имеется информация о заключённом договоре. Для оперативного получения данных из информационных баз автоинспекторы снабжены мобильными средствами связи.
Чтобы избежать ненужных споров и пререканий, следует распечатывать электронный полис и хранить его вместе с прочими обязательными для водителя документами. Страхователь вправе также получить бесплатно в офисе страховщика бумажный вариант электронного полиса на стандартном бланке и с традиционными атрибутами (оттиск печати, подпись).
Ответственность автовладельца и возможные последствия
Нарушениям, связанным с исполнением автовладельцем обязанности по страхованию гражданской ответственности, посвящены две статьи КоАП. В зависимости от вида нарушений предусмотрено три самостоятельных состава административного проступка.
Если водитель забыл полис
Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 КоАП РФ, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Отсутствие полиса ОСАГО подразумевает нарушение общественных отношений в сфере безопасности дорожного движения, так как обязанность иметь его при себе установлена ПДД. Правонарушение выражается в действиях водителя по управлению автомобилем в отсутствии у него при себе документа, подтверждающего заключение договора ОСАГО. Копия действующего полиса (кроме е-ОСАГО) или просроченный подлинный договор не являются надлежащим страховым полисом, и их наличие не освобождает автовладельца от ответственности.
Субъектом правонарушения является водитель, а его отношение к совершённому деянию выражается в умысле. Виновник понимает, что у него нет полиса и осознаёт, что тем самым он нарушает установленные правила. Ссылка на забывчивость не имеет юридического значения, так как держать при себе необходимые документы — прямая обязанность водителя.
За рассматриваемое правонарушение установлена альтернативная санкция. Должностное лицо ГИБДД с учётом личности нарушителя и обстоятельств деяния может вынести предупреждение или наложить штраф. Предупреждение — это не устное замечание со стороны автоинспектора. Оно выражается в официальном порицании виновника (ст. 3.4 КоАП РФ) и, также как штраф, оформляется постановлением. Предупреждение может быть вынесено только за совершённое впервые нарушение. На практике автовладелец может обойтись и устным замечанием, если предоставит полис.
Протокол при совершении данного правонарушения не составляется, постановление выносится на месте инспектором ГИБДД.
Видео: протокол за отсутствие полиса ОСАГО
Управление автомобилем вне установленного периода управления или не указанным в полисе водителем
Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями влечёт наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Включение состава правонарушения в гл. 12 КоАП РФ, определяющую нарушения в сфере дорожного движения, говорит о том, что объектом противоправного деяния являются отношения в сфере безопасности дорожного движения. Виновные действия водителя заключаются в нарушении условий 40-ФЗ от 25.04.2002 об ограниченном использовании транспортного средства. Законодательство об ОСАГО допускает возможность использования транспортного средства:
- в течение оговорённого периода или всего срока действия договора;
- указанными в полисе водителями или любым законным владельцем.
Отклонения от условий полиса влекут не только гражданские последствия, но и административную ответственность.
Правонарушителем выступает водитель. Его ответственность выражается в умышленных действиях — он не может не знать, что нарушает условия ограниченного использования транспортным средствам и осознаёт противоправность своего поведения. Дело разбирается автоинспектором на месте выявления нарушения без составления протокола. Единственно возможное наказание — твёрдый штраф.
Автовладелец не застраховал гражданскую ответственность
Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, влечёт наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.
К составу правонарушения относится отсутсвие заключённого договора, в частности случаи управления транспортным средством с истёкшим сроком действия договора ОСАГО или недействительным полисом (поддельным, оформленным на похищенном или утерянном бланке, при оформлении е-ОСАГО не на сайте страховщика).
Для наступления ответственности необходима заведомость — водитель должен быть осведомлён о том, что договор ОСАГО недействителен. Если автовладелец приобрёл поддельный полис или оформил е-ОСАГО на сайте мошенников, но не знал и не мог предположить этого, привлечение к ответственности исключено. Обязанность доказать добросовестное заблуждение лежит на автовладельце.
Формулировку «неисполнение владельцем обязанности по страхованию» нельзя признать удачной. При формальном прочтении следует, что даже если автомобиль не используется и постоянно находится в гараже, его владелец может быть привлечён к ответственности. В действительности норма направлена на случаи, когда управление автомобилем осуществляется лицом в силу служебных или договорных обязанностей, а страховать ответственность должен владелец. Например, обязанность по страхованию служебного транспорта лежит на работодателе, а работник обязан исполнять трудовые обязанности по управлению автомобилем. В таких случаях к ответственности могут быть привлечены как непосредственный водитель, так и собственник транспортного средства.
Субъектами правонарушения являются как водители, так и владельцы транспортных средств. Разбирательство производится по месту обнаружения правонарушения без составления протокола.
Видео: как проверить, застрахована ли автогражданская ответственность
https://youtube.com/watch?v=rRdTW_mrvCY
Эвакуация и снятие номеров
Задержание транспортного средства (эвакуация) и снятие номеров (практиковалось до ноября 2014 г.) являются мерами по обеспечению административного производства и направлены на пресечение противоправных действий. Учитывая прямо установленный запрет на эксплуатацию транспортного средства водителем, не застраховавшим гражданскую ответственность, логично было бы предположить право ГИБДД на задержание автомобиля и его перевозку на штрафную стоянку. Это предусмотрено, например, при управлении автомобилем в состоянии опьянения.
Однако в действительности запрет носит декларативный характер и не подкреплён полномочиями полиции. Снятие номеров, которое применялось к незастраховавшимся водителям ранее, в настоящее время исключено из перечня возможных мер.
Некоторые особенности привлечения к ответственности
При несогласии с вменяемым правонарушением водитель вправе заявить свои возражения. В этом случае автоинспектор обязан составить протокол и предоставить возможность водителю письменно изложить свою позицию. Обжалование постановления ГИБДД производится путём подачи жалобы:
- начальнику соответствующего отдела ГИБДД;
- в суд.
Правонарушения, связанные с ОСАГО, относятся к тем, по которым предоставляется 50%-я скидка при оплате штрафа в течение 20 дней с момента вынесения постановления.
Привлечение к ответственности не освобождает автовладельца (водителя) от исполнения обязанностей по страхованию. При выявлении правонарушения незастрахованный водитель не вправе продолжить управление автомобилем и обязан прекратить движение. Дальнейшее движение должно осуществляться застрахованным водителем, а при отсутствии такого следует воспользоваться услугами эвакуатора. Формально сотрудник ГИБДД вправе привлекать водителя к ответственности за каждую попытку отъехать после вынесения первого постановления, так как это будет другим правонарушением (в другое время). Практически автоинспектор отпускает провинившегося автовладельца и предоставляет ему возможность доехать до места хранения автомобиля. Это не означает, что инспектор на соседней улице не сможет вынести своё постановление.
Повышение штрафов за езду без ОСАГО, проекты и предложения
Вопрос об изменении мер ответственности за нарушения, связанные с исполнением автовладельцем обязанности по страхованию гражданской ответственности, неоднократно поднимался в Государственной Думе. 13.04.2015 г. группа депутатов внесла законопроект № 767287–6, направленный на смягчение ответственности за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе полиса ОСАГО или имеющим недействующий страховой полис.
За отсутствие полиса (ст. 12.3 КоАП РФ) предлагалось оставить только один вид наказания — предупреждение. Составы, предусмотренные частями 1 и 2 ст. 12.37 КоАП РФ, планировалось объединить в один и установить альтернативное наказание в виде предупреждения или штрафа в 500 руб. Необходимость нововведений объяснялась созданием страховщиками искусственных трудностей при продаже полисов ОСАГО и техническими сложностями, возникающими при принудительной эвакуации транспортного средства.
Чтобы получить в ГИБДД разрешение на получение автомобиля со штрафной стоянки, необходимо предоставить в том числе полис ОСАГО. Если договор находится в машине, предварительно требуется поездка на штрафстоянку и вскрытие автомобиля в установленном порядке.
По мнению инициаторов законопроекта, иных вариантов решения озвученных проблем, кроме как смягчение ответственности за все нарушения, нет. Предложение не поддержали привлечённые к обсуждению комитеты, и при рассмотрении в первом чтении в октябре 2015 г. законопроект был отклонён.
Обсуждение необходимости усилить ответственность за неисполнение обязанности по ОСАГО ведётся давно. Активно поддерживают идею ужесточения наказания РСА и страховщики. 800 руб. в качестве наказания были адекватной суммой по отношению к стоимости полиса. Чтобы застраховать ответственность стало экономически выгоднее, чем платить штраф, среднестатистическому водителю нужно попасться инспектору более 20 раз в год. Такое возможно, только если на автовладельца сотрудники ГИБДД откроют целенаправленную охоту. О наступлении гражданской ответственности за причинение вреда обычно не думают, рассчитывая избежать ДТП. К тому же фактически взыскать деньги с виновника может оказаться не так просто. Сложившуюся ситуацию признать нормальной сложно, поэтому всё чаще стали возникать предложения о повышении штрафов до размеров, сопоставимых со стоимостью полиса.
Средняя стоимость полиса ОСАГО по действующим в I полугодии 2018 г. тарифам составляет около 8000 руб., а для молодых водителей с небольшим стажем страховка обходится среднем около 10 000 руб. Водители последней категории в большей степени предрасположены к экономии на полисе. С учётом льготной оплаты штрафов, управление автомобилем без ОСАГО обойдётся в 400 руб. Размеры штрафов не менялись с 2007 г. В период с 2007 г. по 2013 г. средняя стоимость полиса ОСАГО колебалась в пределах 2000 — 3000 руб., а льготы в уплате штрафа не предоставлялись.
В январе 2018 г. группой депутатов предложен законопроект № 365162–7, предусматривающий увеличение штрафа по ст. 12.37 КоАП до 5000 руб. во всех случаях. Документ находится на обсуждении в комитетах и службах. Правовое управление Государственной Думы сделало замечание о необоснованности установления одинаковой ответственности за управление транспортным средством вне периода использования или не вписанным водителем и за управление вообще без страховки, так как деяния имеют различную общественную опасность. В первом случае страховщик произведёт выплату возмещения с последующим предъявлением к нарушителю регрессных требований. Во втором случае потерпевший будет вынужден взыскивать средства с виновника со всеми вытекающими из этого проблемами.
Комитет по транспорту и строительству Госдумы, назначенный в качестве соисполнителя законопроекта, дал негативное заключение, по не совсем понятным причинам посчитав увеличение штрафов неэффективной мерой, к тому же стимулирующей коррупцию на рынке ОСАГО. Рассмотрение законопроекта в первом чтении планируется на 22 мая 2018 г.
Видео: штраф за отсутствие ОСАГО хотят увеличить в 6 раз
Действующая система штрафов и мер воздействия при ненадлежащем исполнении автовладельцами обязанности по страхованию гражданской ответственности крайне лояльна. Но вполне возможно, что в скором будущем она будет пересмотрена. Не стоит забывать и о том, что экономия на ОСАГО может обернуться большими расходами при ДТП.