Просроченный полис ОСАГО: сколько можно ездить и каковы последствия просрочки договора

Инспектор ГИБДД Страхование

Обязанность страховать свою ответственность раздражает многих автовладельцев. Особое недовольство вызывает то, что делать это необходимо ежегодно. Можно ли управлять автомобилем с просроченным полисом и какие последствия ожидают такого автовладельца?

Срок действия страхового полиса ОСАГО

В общем случае договор ОСАГО заключается на 1 год. Исключение составляют полисы, оформляемые:

  • на период следования к месту регистрации транспортного средства после его приобретения по любому основанию (покупка, дарение, наследование и прочее) или к месту прохождения технического осмотра, но не более чем на 20 дней;
  • на период использования на территории РФ зарегистрированного за рубежом транспортного средства, но не менее чем на 5 дней.

Приобретатель автомобиля в собственность, оперативное управление или хозяйственное ведение вправе до 10 дней с момента приобретения использовать транспортное средство без заключения договора ОСАГО. В любых случаях постановка на учёт в МРЭО ГИБДД невозможна без предъявления годового полиса.

Верхняя часть полиса ОСАГО
Срок страхования и установленный период использования автомобиля указываются в первых пунктах полиса

Помимо срока действия, ФЗ «Об ОСАГО» предусматривает периоды использования автомобиля. Страхователь вправе определить любые периоды от 3 месяцев подряд или вразбивку, в течение которых он будет эксплуатировать транспортное средство. В таких случаях договор считается заключённым на 1 год, но правомерное использование автомобиля возможно только в оговорённые периоды. Вне установленного времени управление машиной будет являться административным правонарушением. Страховщик возместит причинённый вне согласованного периода управления вред, но впоследствии взыщет со страхователя произведённую выплату.

Действующие редакции ФЗ «Об ОСАГО» и Правил ОСАГО не допускают возможности использовать просроченный полис. До конца 2008 г. предоставлялся 30-дневный льготный период после окончания срока страхования, в течение которого автогражданская ответственность де-факто являлась застрахованной, а автовладелец должен был продлить договор. Если продление не оформлялось, договор считался прекращённым, причём бывший страхователь не нёс никаких финансовых обязательств перед страховщиком, несмотря на пользование страховой защитой в течение месяца.

Явная нелепость существовавшего порядка и злоупотребления со стороны страхователей заставили отменить льготный период. В настоящее время ответ на вопрос, сколько можно ездить с просроченным полисом, однозначен. Действие полиса заканчивается в 24–00 ч. последнего дня срока страхования, после чего водитель не вправе пользоваться автомобилем. Запрет на эксплуатацию транспортного средства незастрахованным владельцем прямо установлен ст. 19 ФЗ «О безопасности дорожного движения», хотя понятие «эксплуатация» шире понятия «управление».

Видео: когда возможна езда без страховки

Ответственность за управление автомобилем с нарушением правил ОСАГО

КоАП содержит две статьи, устанавливающих ответственность за нарушения правил ОСАГО. Пункт 2.1.1 Правил дорожного движения предписывает водителю в обязательном порядке иметь при себе и предъявлять сотрудникам ГИБДД по их требованию полис ОСАГО наравне с водительским удостоверением и документами на машину. Неисполнение данной обязанности (отсутствие при себе полиса при наличии действующего договора страхования ОСАГО) образует правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.3 КоАП. Автовладелец, забывший дома договор, не успевший забрать оформленный бланк у страховщика или по другим причинам не имеющий его при себе, наказывается предупреждением или штрафом до 500 руб.

Предупреждение не является устным замечанием, сделанным инспектором ГИБДД. Это самостоятельный вид административного наказания, оформляемый постановлением уполномоченного должностного лица. Вместо традиционной фразы «назначить наказание в виде штрафа», в постановлении указывается «назначить наказание в виде предупреждения». Водитель, в отношении которого вынесено предупреждение, считается привлечённым к административной ответственности на общих условиях.

Управление автомобилем вне установленного договором ОСАГО периода или управление водителем, не указанным в полисе в качестве допущенного лица, образуют административный проступок, определённый ч. 1 ст. 12.37 КоАП. Наличие доверенности от страхователя или собственника не является основанием для допуска такого водителя к управлению. За допущенные нарушения предусмотрено безальтернативное наказание — штраф в 500 руб.

Неисполнение автовладельцем обязанности по страхованию своей ответственности, а также управление автомобилем при заведомом отсутствии страховки, предусмотрено ч. 2 ст. 12.37 КоАП и карается штрафом в размере 800 руб. Заведомость предполагает, что водитель знал об отсутствии или недействительности полиса. Договор с истекшим сроком страхования юридически означает его отсутствие.

Размеры штрафов за езду без полиса ОСАГО
Штрафы за нарушения правил ОСАГО установлены в размерах 500 или 800 руб

В части 1.3 ст. 32.2 КоАП предусмотрена возможность оплатить штраф за правонарушения в области дорожного движения в размере половины суммы, если платёж поступает в течение 20 дней с момента вынесения постановления. Невписанный водитель, таким образом, рискует 250 рублями, что вполне сопоставимо с ценами на проезд в общественном транспорте.

Малые штрафы, распространённость поддельных полисов и случаев езды без страховки (по некоторым данным до 4 млн автовладельцев не застрахованы надлежащим образом) вынуждают страховщиков и РСА обращаться с просьбами об ужесточении ответственности и установлении санкций, сопоставимых со стоимостью полиса. По инициативе многочисленной группы депутатов, 18.05.2018 г. в Госдуму внесён законопроект № 365162–7, предполагающий установить единый штраф по ст. 12.37 КоАП в размере 5000 руб. Документ включён в календарь рассмотрения вопросов на 22.05.2018 г.

Формулировка содержательной части данной нормы требует некоторых пояснений. Не совсем ясно, подлежит ли ответственности, например, незастрахованный гражданин — собственник автомобиля, — если фактически он им не пользуется и передал управление другому лицу. При формальном прочтении следует, что такого собственника возможно привлечь к ответственности, но это противоречит здравому смыслу. По всей видимости, в данной норме законодатель предусмотрел ситуации, когда собственник (владелец) несёт обязанность по страхованию независимо от фактического управления им транспортным средством. Например, в отношении служебного автомобиля обязанность по страхованию ответственности возлагается на работодателя, а не штатного водителя. Водитель, выехавший без полиса, подлежит ответственности за управление автомобилем, а работодатель в таком случае должен быть оштрафован за неисполнение обязанности по страхованию.

Все нарушения, связанные с неисполнением правил ОСАГО, могут быть совершены только умышленно. Автовладелец должен осознавать, что его ответственность не застрахована, он не вписан в полис или использует автомобиль вне установленного периода. Если человек приобрёл поддельный или недействительный договор, но не знал этого и не мог допустить подобную возможность, ответственность исключается. Законодательство не устанавливает различий в наказаниях физических и юридических лиц.

Автоинспектор снимает госномер
В настоящее время снятие госномеров при нарушении правил ОСАГО не практикуется

До ноября 2014 г. в отношении водителей, нарушивших правила ОСАГО, применялась мера обеспечения административного производства в виде снятия госномеров с автомобиля. Снятие регистрационных знаков не является наказанием, как считают многие автовладельцы. Мера была направлена на исключение автомобиля из дорожного движения и применялась в силу прямого указания закона, а не в результате процессуального акта. После снятия номеров автовладелец мог пользоваться транспортом в течение суток для беспрепятственного прохождения осмотра у страховщика и выполнения обязанности по страхованию. В настоящее время снятие госномеров вообще не применяется. Эвакуация автомобиля как мера обеспечения при нарушениях правил ОСАГО никогда не использовалась.

Механизм привлечения к ответственности

Автоинспекторы снабжены устройствами для оперативной проверки действительности полисов ОСАГО по информационной базе РСА. При выявлении правонарушения сотрудник ГИБДД составляет протокол и передаёт дело на рассмотрение должностному лицу. Дело рассматривается в пятнадцатидневный срок с момента передачи протокола. Полномочиями по рассмотрению наделены:

  • начальник ГИБДД, его заместитель;
  • командир полка, батальона, роты ДПС, его заместитель.

Если в течение 2 месяцев со дня выявления нарушения дело не было рассмотрено в силу объективных или субъективных причин (болезнь лица, привлекаемого к ответственности, невозможность уведомить его о времени и месте рассмотрения, задержки в почтовых отправлениях и т. п.), нарушитель не может быть привлечён к ответственности.

Любопытной особенностью дел о нарушениях правил ОСАГО является возможность многократного привлечения автовладельца к ответственности. Составленный протокол не означает, что правонарушение закончено. Севший за руль после подписания протокола незастрахованный автовладелец совершает повторное нарушение и может быть привлечён к ответственности ещё раз и до бесконечности. Время и место совершения правонарушения в таких случаях изменяются, что говорит о самостоятельном проступке. Формально незастрахованный водитель не вправе управлять автомобилем и должен передать управление застрахованному водителю или воспользоваться эвакуатором. На практике сотрудники ГИБДД предоставляют возможность доехать до места жительства или стоянки автомобиля.

Видеокамера наблюдения за дорогой
Для выявления нарушителей правил ОСАГО видеокамеры пока не применяются

Попытки автоматизировать выявление нарушений автовладельцами правил ОСАГО пока не завершились успехом. Пробные проекты запускались в начале 2016 г. в Москве и Казани, но в связи с многочисленными техническими ошибками результаты были признаны неудовлетворительными. В настоящее время вопрос об автоматизации проверок не ставится.

Как продлить полис ОСАГО

Продление полиса ОСАГО осуществляется у того же страховщика путём оформления нового бумажного договора или в режиме онлайн на страховом сайте. При продлении выдаётся полис со сроком страхования на следующий год. При переходе к другому страховщику или перерыве в страховании потребуется заключение нового договора.

Полисы ОСАГО
Продление полиса ОСАГО осуществляется у предыдущего страховщика

Практически процедуры заключения нового договора и продления старого отличаются только тем, что во втором случае необходимо оформить заявление. И ещё не надо представлять оригиналы документов, если за истекший год в них не вносилось изменений.

Для продления потребуются:

  • копия паспорта, иного удостоверяющего личность документа;
  • копия документа на автомобиль (ПТС, СР ТС, техпаспорт и т. п.);
  • оригинал диагностической карты (если прохождение техосмотра обязательно);
  • копия водительских прав всех вписываемых в полис водителей.

Подтверждение класса водителя и определение коэффициента бонуса малуса производится по базе РСА.

Проверка полиса — первое, что делает автоинспектор при выезде на место ДТП или во время текущей проверки документов. Малые размеры штрафов не должны рассматриваться как причина уклонения от исполнения обязанности по страхованию. Ведь за отсутствие полиса могут штрафовать неоднократно. Автовладельцу следует заранее позаботиться о наличии полиса и продлевать договор за 2–3 дня до окончания срока предыдущего.

Autozam.RU

Добавить комментарий

 

Войти с помощью:

vkontakte facebook odnoklassniki yandex

Уважаемые читатели! Мы не приемлем в комментариях мат, оскорбления других участников, спам и ссылки на сторонние ресурсы, враждебные заявления в сторону администрации и посетителей ресурса. Комментарии, нарушающие правила сайта, будут удалены.
Обязательные поля отмечены *

 

Adblock
detector