Масло в двигателе автомобиля выполняет важнейшую функцию смазки трущихся поверхностей поршней и цилиндров, при этом оно работает в сложных условиях перепадов температур и высоких нагрузок. Поэтому выбору синтетики, полусинтетики или «минералки» и их регулярной замене надо уделять особое внимание, и желательно, конечно, ориентироваться и основных характеристиках.
Типы масла для автомобильных двигателей
Существуют три основных типа масел для автомобильных двигателей, различающихся по способу получения и химическому составу основы:
- Минеральное (изготавливается из нефти методом перегонки и очистки).
- Синтетическое (производится органическим синтезом).
- Полусинтетическое (при изготовлении в минеральную основу добавляются компоненты, полученные органическим синтезом).
Сразу обратим внимание, что в зависимости от типа топлива или вида системы питания для бензиновых (инжекторных или карбюраторных) и дизельных моторов масла различают по классификации вязкости, а по химическому составу основы при этом могут быть использованы любые из перечисленных, но соответствующие требованиям завода-изготовителя машины.
Минеральное (с примерами на фото)
Это масло имеет высокую вязкость, вполне отвечает потребностям двигателей отечественных автомобилей, особенно с большими пробегами.
- Достоинства: низкая цена, хорошая защита от износа.
- Недостатки: минеральное масло требует частой замены (через 5–7 тыс. км пробега), а также плохо работает при больших отрицательных температурах (ниже 15–20 градусов). Среднее качество очистки двигателя также является весомым недостатком этого типа.
Лучшие минеральные масла:
- LIQUI MOLY MoS2 Leichtlauf 15W-40
- Лукойл Стандарт 10W-40 SF/CC
Не только минеральное масло требует внимательного отношения к периоду замены! Обратите внимание на рекомендации завода-изготовителя вашей машины и учтите, что никакая другая рабочая жидкость не нанесёт такого вреда двигателю, как несвоевременно заменённое моторное масло.
Синтетическое + фотопримеры лучших
Этот вид масла идеально подходит для новых автомобилей и машин с небольшими пробегами, импортного производства.
- Достоинства: высокая текучесть, масло хорошо приспособлено к работе в широком диапазоне температур, имеет большой срок службы, долго сохраняет исходный состав в процессе работы. Хорошо переносит низкие температуры и перегревы. Высокая устойчивость к расслаиванию облегчает запуск двигателя.
- Недостатки: высокая цена, при применении «синтетики» в изношенных двигателях, особенно отечественных машин, возможны протечки вследствие высокой текучести и просачиваемости.
Лучшие синтетические масла:
- Motul Specific DEXOS2 5w30
- Shell Helix НХ8 5W/30
- Mobil 1 Extended Performance 5w30
- Castrol Edge with Titanium FST 5w30
Полусинтетическое + варианты популярных марок
Этот вид смазки изготавливается на основе минерального масла методом добавления присадок. Оно хорошо подходит для современных двигателей с достаточно большим пробегом (при увеличении расхода «синтетики» на угар), и к новым отечественным автомобилям.
- Достоинства: устраняет загрязнения и отложения в старых двигателях, хорошо переносит низкие температуры, устойчиво к расслаиванию.
- Недостатки: невысокий срок службы, масло лучше минерального, но уступает синтетике.
Лучшие полусинтетические масла:
- Mobil ULTRA 10W-40
- ELF Evolution 700 STI 10W-40
- Shell Helix HX7 10W-40
Гидрокрекинговое моторное масло + фото лучших по рейтингу автолюбителей
Несколько особняком стоит сравнительно недавно получившее распространение гидрокрекинговое масло — оно представляет собой классическое минеральное, но глубоко очищенное методом гидрокрекинга. В итоге получается принципиально новый продукт, что означает: масло получается лучше минерального, но хуже синтетического.
- Достоинства: хорошие высокотемпературные и антиокислительные характеристики плюс высокая вязкость.
- Недостатки: масло уступает синтетическому по свойствам.
Совмещать масла в двигателе не рекомендуется!
Что взять на дизель
Сразу стоит оговориться, что по общей классификации особых отличий по типу масла нет: в дизельные двигатели льют как синтетику, так и полусинтетику или минералку. При этом следует знать, что по характеристикам вязкости (обозначается как стандарт по SAE) есть отличия. Также важно учесть, что дизели более капризны в подборе, поэтому большинство владельцев таких авто старается приобрести максимально качественную смазку, чтобы не навредить мотору.
Что выбрать: синтетику или полусинтетику? Влияет ли сезон на выбор
Владельцам новых автомобилей отечественного и импортного производства, желающим сэкономить без ущерба «здоровью» автомобиля, рекомендуется лить полусинтетику — затраты на покупку будут ниже в среднем на 50%. Обладателям дорогих машин иностранного производства лучше заливать качественную «синтетику» — это продлит ресурс двигателя и улучшит эксплуатационные качества автомобиля. В зиму синтетические и полусинтетические масла работают примерно одинаково, всегда можно подобрать подходящее по вязкости, принципиальной разницы, оправдывающей переплату за синтетику, в этом случае нет.
Можно ли визуально определить тип, будут ли отличаться виды
В случае отсутствия упаковки невозможно отличить с гарантией визуально один вид масла от другого, поэтому делать выбор нужно только между промаркированными канистрами. Косвенные признаки, по которым можно понять, какой тип смазки перед вами — у «минералки» в большинстве случаев будет более тёмный цвет и низкая текучесть.
При выборе масла для своего автомобиля необходимо обращать внимание в первую очередь на рекомендации завода-изготовителя вашей машины, указанные в руководстве по эксплуатации, а потом уже выбирать из соответствующих требованиям, ориентируясь на данные о разных типах основы и других характеристиках.