Цвет выхлопных газов мало волнует хозяина автомобиля до тех пор, пока не увеличится их количество. Это закономерно, ведь небольшой дымок из трубы во время работы двигателя практически незаметен. Появление клубов дыма позади авто наводит на мысль о причинах серьёзной неисправности двигателя либо системы подачи топлива. Предварительно определить природу неполадки можно цветовому оттенку выхлопа, который бывает черным, белым и сизым.
Содержание
Как выглядит дым от исправного автомобиля
При работе на холостых оборотах прогретый двигатель почти не дымит, потому и владельцы исправных авто не ощущают дискомфорта и не обращают на этот фактор внимания. Когда выхлопные газы еле заметны, то и определить их цвет невозможно. Только в режиме прогрева, выполняемого в холодное время года, различается дымок серого оттенка, пропадающий после выхода двигателя на рабочую температуру.
Другой эффект, отмечаемый в холодный период, чаще зимой, — выброс из трубы глушителя капель воды. Но это нормальный процесс, сопровождающий испарение конденсата, образующегося внутри выпускного тракта от перепада температур. После прогрева всех частей системы — коллектора, глушителя и резонатора капли воды пропадают.
Посадив за руль помощника, резко нажимающего на педаль газа, можно наблюдать кратковременный чёрный выхлоп. Это тоже вполне нормально, поскольку в момент нажатия на акселератор топливная система временно обогащает топливовоздушную смесь. На дизельном двигателе чёрный выброс будет чуть заметнее, чем на бензиновом.
Диагностика неисправностей двигателя по цвету выхлопа
Когда выхлопные газы валят из трубы клубами, то определить их окраску несложно. Другое дело — правильно их интерпретировать по отношению к неполадкам машины. Расшифровка по цветам автомобильных выбросов выглядит так:
- Появление чёрного дыма свидетельствует о том, что доля бензина или солярки в топливовоздушной смеси слишком велика (переобогащённая смесь).
- Густой белый дым, в действительности являющийся водяным паром. Говорит о том, что в цилиндры двигателя уходит охлаждающая жидкость (антифриз, тосол).
- Темно-сизый выхлоп — это результат горения масла, поступающего в камеры сжигания силового агрегата.
Поскольку в двигателях применяются разные моторные масла с различными присадками, окрас выбрасываемых газов может варьироваться от серого до тёмно-синего оттенка, включая голубой. Отсюда и разные описания явления от автомобилистов.
Когда понятен источник образования повышенного количества дыма того или иного цвета, можно приступить к поиску неполадок. Важно понимать, что точно диагностировать симптомы неисправности только по окраске дыма нельзя. Этот признак помогает очертить зону поиска, а дальше нужно определять дефекты другими методами.
Причины переобогащения топливной смеси (чёрный на дизеле или бензиновом)
В карбюраторных двигателях излишне обогащённую смесь готовит сам карбюратор либо она становится такой из-за длительной езды на изношенных свечах зажигания. Природа явления следующая: старые свечи пропускают циклы воспламенения или дают слишком слабый разряд, отчего горючее в камере не сжигается. Этот бензин стекает через цилиндры в картер и разжижает масло. При нагреве смесь начинает испаряться и по шлангу вентиляции картера снова подаётся в карбюратор и цилиндры. Процесс течёт лавинообразно: чем богаче становится смесь, тем больше бензина снова попадает в картер.
Проблема обнаруживается при снятии патрубка сапуна на холостых оборотах двигателя. Из него явственно пахнет бензином, а силовой агрегат после отключения шланга работает ровнее и стабильнее. Устранить несложно, необходимо поменять свечи и моторное масло, какое было рекомендовано производителем. С неисправностями карбюратора справиться сложнее, в подобной ситуации лучше обратиться на автосервис. Кто желает справиться с проблемой самостоятельно, может изучить причины переобогащения топливной смеси карбюратором:
- вышел из строя игольчатый клапан или поплавок, отчего уровень бензина в камере слишком высокий;
- порвалась мембрана насоса-ускорителя;
- то же, мембрана экономайзера;
- засорился воздушный канал холостого хода;
- износились дроссельные заслонки и через просветы мотор тянет горючее напрямую;
- засорились главные воздушные жиклёры;
- имеет место трещина в корпусе.
В инжекторных двигателях список причин не настолько велик:
- Износились и перестали держать давление форсунки, бесконтрольно пропуская бензин в цилиндры.
- Вышел из строя датчик ДМРВ либо лямбда-зонд, по чьим показаниям контроллер готовит смесь. В этом случае он переводит систему в аварийный режим работы с большим расходом горючего, а на приборной панели горит табло Chek Engine.
- В магистрали топливоподачи слишком высокое давление, причина — неработающий регулятор или перепускной клапан.
Все перечисленные поломки рекомендуется устранять на СТО, для самостоятельной работы с инжектором нужны соответствующие знания и диагностическое оборудование. Кроме того, в инжекторном моторе, как и в карбюраторном, встречается та же проблема со свечами и попаданием бензина в масляный картер.
Аналогичные с инжектором проблемы возникают и в дизельных силовых агрегатах, только вместо бензонасоса с регулятором в них может превысить давление неоткалиброванный насос ТНВД. Есть и другая неисправность — неверно выставлено дизельное «зажигание», из-за чего впрыск солярки происходит не вовремя и часть её не сгорает, вылетая в трубу в виде чёрного дыма.
Откуда вода в цилиндрах авто на инжекторе или карбюраторе (идёт сильный белый дым)
Влага, превращающаяся в пар, — это охлаждающая жидкость, попадающая в камеры сгорания следующими путями:
- через пробитую прокладку головки цилиндров;
- то же, только через прокладку впускного коллектора;
- сквозь трещину в корпусе головки.
Есть способ убедиться, что из выхлопной идёт именно пар, а не масляный угар. Нужно поднести к ней белую бумагу при работающем моторе. Пар не оставит следов, а от сгоревшей смазки появится чёрный налёт. Вторичный признак — чистые, как будто вновь отмытые электроды свечей зажигания.
Состояние и окрас рабочей части свечей, как и дыма из выхлопной, может многое сказать о работе силового агрегата и системы топливоподачи. При исправном состоянии всех узлов нормальный цвет электродов — светло-коричневый.
Следующий шаг — заглянуть в расширительный бачок с антифризом. На горячем двигателе крышку откручивать осторожно и медленно, чтобы стравить воздух! Если уровень жидкости снизился, появилась белая пена или масляные разводы, которых быть не должно, можно приступать к разборке силового агрегата.
Точный диагноз удастся поставить только при снятой головке цилиндров, но чаще всего виновата прокладка, трещина — крайне редкий случай. Прокладку следует заменить, как и масло с антифризом. Подобные неисправности идентичны для всех типов двигателей как бензиновых, так и дизельных.
Признаки износа поршневой группы (дымность серая, синяя, сизая)
При появлении такого выхлопа первым делом нужно вывернуть свечи зажигания и осмотреть рабочую часть. Если электроды покрыты тёмным пушистым налётом, а на юбке и резьбовой части заметно масло в жидком виде, то оно точно проникает в цилиндры по следующим причинам:
- износились маслосъемные и компрессионные поршневые кольца;
- выработка стенок цилиндров в виде эллипса настолько велика, что смазка проникает в просвет между гильзами и поршнями;
- растрескались или задубели маслоотражающие колпачки, стоящие на толкателях клапанов;
- в наддувных дизельных моторах источником проблемы может оказаться турбина или компрессор, подбрасывающий масло в камеры сгорания.
Чтобы точнее найти «виновника» в бензиновом двигателе, необходимо снять патрубок вентиляции картера во время его работы. Если оттуда пойдёт такой же едкий сизый дым, как из выхлопной, то дело в поршневой группе, пропускающей газы в картер. Когда дыма нет, надо вскрыть клапанную крышку и проверить состояние колпачков-маслоотражателей.
Универсальный метод проверки состояния поршневой в дизельных и бензиновых моторах — замер компрессии. Он сразу даст понять, когда пора заменить поршни с кольцами либо поменять клапаны. Устранение неисправностей связано с полной или частичной разборкой силового агрегата, поэтому производится силами автосервиса. При наличии соответствующих навыков и инструментов возможен и самостоятельный ремонт, хотя для расточки гильз и подгонки поршней придётся всё равно обратиться на СТО.
При запуске дизелей иногда отмечается появление большого количества дыма, который спустя пару минут пропадает, а работа агрегата входит в норму. Практика показывает, что данное явление не есть признак неисправности. Возможно, топливной аппаратуре требуется регулировка или очередное обслуживание. Чтобы в этом удостовериться, достаточно проверить состояние свечи накала. При увеличении расхода масла или солярки на ней появится нагар либо чёрный налёт.
Клубящийся дым позади автомобиля — верный признак приближающегося ремонта. Вопрос — сколько до него осталось. В этом отношении наиболее опасен белый паровой выхлоп, сигнализирующий о немедленном ремонте. Иначе вместе с прокладкой ГБЦ придётся менять коленвал с поршневой группой. С чёрным или сизым дымом ездить крайне нежелательно, хотя и возможно, но только на короткие расстояния.
3 комментария