Действующих систем классификации ГСМ существует не менее четырёх. Например, есть система ILSAC, которая является достаточно новой и ею редко кто пользуется. Исторически сложилось так, что американские производители авто указывают класс качества по API, а в Европе до сих пор в ходу остаётся другая система – ACEA. Для российской автомобильной промышленности актуальна классификация ГСМ согласно ГОСТ. На самом деле, проще говорить о соответствии между классами API и ГОСТ, чем сравнивать ACEA с API и, тем более, с ГОСТом. Всё просто – классов в системе ACEA больше, чем в любой другой, а требования, предъявляемые к продукции, здесь самые жёсткие. Классификация API, в свою очередь, постепенно обновляется, её требования ужесточаются, но о полном соответствии между API и ACEA говорить не получится даже в будущем.
API и ACEA-98
Мы решили рассмотреть классификацию ACEA-98, как наиболее близкую к американской системе API среди всех версий стандарта ACEA. Сразу заметим, что говоря о соответствии между классами одной и другой системы, нужно учитывать множество нюансов. Не все европейские масла, если они предназначены для дизельного двигателя, являются малозольными. А вот в состав материалов, соответствующих рассматриваемым у нас «дизельным» классам API (CD, CF-4 и CG-4), могут входить только малозольные добавки. Если же говорить о маслах для бензиновых ДВС, можно заметить следующее: классификация API не требует наличия энергосберегающих свойств, в отличие от стандарта стандарта ACEA.
Среди категорий масел, предназначенных для бензиновых двигателей, отмечают следующие соответствия:
- Все ГСМ класса A1-98 (ACEA) соответствуют энергосберегающим маслам класса SH+ или CF-2, сертифицируемым по API (дополнительное требование – вязкость 0W30/5W30 по SAE);
- Класс A2-98 (ACEA) – то же, что класс всесезонных масел SH, SJ+ или CF-1 по API;
- Класс A3-98 (ACEA) мы ставим в соответствие «всесезонным» классам SJ+, CF-2, если в составе ГСМ нет агрессивных компонентов.
На этом первый список завершается полностью.
Масла, которые согласно ACEA подходят для использования в лёгких дизелях, по системе API сертифицируются в качестве универсальных масел:
- B1-98 – это энергосберегающие масла CF4/SH с вязкостью 0W30 или 5W30, прошедшие сертификацию по API;
- B2-98 (для предкамерных двигателей) – всесезонные масла CF4/SH с вязкостью 10W30, 10W40 или 15W40;
- B3-98 (долгоработающие масла для предкамерных двигателей) – CF4/SJ, долгоработающие и всесезонные одновременно;
- B4-98 (долгоработающие масла для дизелей с прямым впрыском) – CF4/SJ, тоже долгоработающие.
Между «дизельными» классами масел, перечисленными в той и другой системе, есть 4 соответствия. Зольность материалов, протестированных по ACEA, может превосходить данный показатель, характерный для масел с сертификатом API. Впрочем, об это уже говорилось, а решить данную проблему, если материал не тестировался по API, может наличие наклейки «Low SAPS». Все похожие классы мы назовём сейчас:
- E1-98 – CD;
- E2-98 – CF-4;
- E3-98 – CG-4;
- E4-98 – CG-4.
Удачной замены!
ГОСТ и API
Почти каждый из классов американской системы API располагает аналогом из числа классов, принадлежащих системе ГОСТ. Тем не менее, перечисленные отношения эквивалентности нужно считать лишь условными соответствиями. О полной идентичности материалов, протестированных согласно ГОСТ и по спецификациям API, речь идти не может:
- SB (API) – А (ГОСТ);
- SC/CA (API) – Б (ГОСТ);
- SC – Б1;
- CA – Б2;
- SD/CB – B;
- SD – B1;
- CB – B2;
- SE/CC – Г;
- SE – Г1;
- CC – Г2;
- SF – Д1;
- CD – Д2;
- SG – E1;
- CF-4 – E2.
Классам API SH, SJ и CG-4 подобрать эквивалент не удаётся.
Даже те ГСМ, которые соответствуют одному классу качества, могут быть изготовлены на разной основе. Вот почему подбирать материалы для смешивания нужно с максимальной осторожностью. В состав похожих материалов, предлагаемых под разными брендами, могут входить несовместимые между собой добавки (моющие, противозадирные и т.д.). Обычно приводится список совместимости, но он содержит только продукты, предлагаемые одним изготовителем. Что именно подлежит смешиванию, а что нет, можно определить согласно отзывам других владельцев. Но общий совет звучит так: масла разных производителей не смешиваются.
Выше у нас перечислены классы моторных масел, на которые ГСМ подразделяются в согласии с ГОСТ 17479.1–85. Других классов качества ГОСТ не предусматривает. Сведения об уровне качества ГСМ кодируются одним или двумя последними символами, если речь идёт об обозначении, наносимом на этикетку. Индекс 1 присвоен маслам для бензиновых ДВС, индекс 2 – «дизельным» маслам. Если цифра отсутствует, материал считается универсальным. Как видим, всё просто.
P. S. Существуют и другие спецификации, не названные у нас в обзоре (JASO, NMA). Они актуальны для узкого класса ДВС и не имеют практического применения, если говорить о легковых авто, оснащаемых четырёхтактным двигателем.
Подробнее о классификации API
• B1-98 – это энергосберегающие масла CF4/SH с вязкостью 0W30 или 5W30, прошедшие сертификацию по API;
• B2-98 (для предкамерных двигателей) – всесезонные масла CF4/SH с вязкостью 10W30, 10W40 или 15W40;
• B3-98 (долгоработающие масла для предкамерных двигателей) – CF4/SJ, долгоработающие и всесезонные одновременно;
• B4-98 (долгоработающие масла для дизелей с прямым впрыском) – CF4/SJ, тоже долгоработающие.
Между «дизельными» классами масел, перечисленными в той и другой системе, есть 4 соответствия. Зольность материалов, протестированных по ACEA, может превосходить данный показатель, характерный для масел с сертификатом API. Впрочем, об это уже говорилось, а решить данную проблему, если материал не тестировался по API, может наличие наклейки «Low SAPS». Все похожие классы мы назовём сейчас:
• E1-98 – CD;
• E2-98 – CF-4;
• E3-98 – CG-4;
• E4-98 – CG-4.
Удачной замены!
ГОСТ и API
Почти каждый из классов американской системы API располагает аналогом из числа классов, принадлежащих системе ГОСТ. Тем не менее, о полной идентичности материалов, протестированных согласно ГОСТ и по спецификациям API, речь идти не может. Мы говорим только о примерном соответствии:
• SB (API) – А (ГОСТ);
• SC/CA (API) – Б (ГОСТ);
• SC – Б1;
• CA – Б2 ;
• SD/CB – B;
• SD – B1;
• CB – B2;
• SE/CC – Г;
• SE – Г1;
• CC – Г2;
• SF – Д1;
• CD – Д2;
• SG – E1;
• CF-4 – E2.
Классам API SH, SJ и CG-4 подобрать эквивалент не удаётся.
Даже те ГСМ, которые соответствуют одному классу качества, могут быть изготовлены на разной основе. Вот почему подбирать материалы для смешивания нужно с максимальной осторожностью. В состав похожих материалов, предлагаемых под разными брендами, могут входить несовместимые между собой добавки (моющие, противозадирные и т.д.). Обычно приводится список совместимости, но он содержит только продукты, предлагаемые одним изготовителем. Что именно подлежит смешиванию, а что нет, можно определить согласно отзывам других владельцев. Но общий совет звучит так: масла разных производителей не смешиваются.
Выше у нас перечислены классы моторных масел, на которые ГСМ подразделяются в согласии с ГОСТ 17479.1–85. Других классов качества ГОСТ не предусматривает. Сведения об уровне качества ГСМ кодируются одним или двумя последними символами, если речь идёт об обозначении, наносимом на этикетку. Индекс 1 присвоен маслам для бензиновых ДВС, индекс 2 – «дизельным» маслам. Если цифра отсутствует, материал считается универсальным. Как видим, всё просто.
P. S. Существуют и другие спецификации, не названные у нас в обзоре (JASO, NMA). Они актуальны для узкого класса ДВС и не имеют практического применения, если говорить о легковых авто, оснащаемых четырёхтактным двигателем.
Подробнее о классификации API