Гидравлические компенсаторы в автомобильных двигателях являются частью механизма привода клапанов. Их наличие служит устранению зазоров в приводе, которые могут появляться в результате теплового расширения деталей. Моторное масло заполняет внутреннюю полость гидрокомпенсатора, корпусом которого является цилиндр с установленной внутрь него плунжерной парой. При появлении зазора между клапаном и кулачком длина гидрокомпенсатора автоматически увеличивается, что и препятствует появлению «стука клапанов». На двигателях, не оснащенных гидравлическими компенсаторами, величина зазоров в процессе работы может достигать 50 мкм, что не так уж и мало.
Допустим, при эксплуатации двигателя через некоторое время после запуска мы слышим металлический призвук. Важно установить причину появления такого «звона», которой может быть стук пальцев, детонация в камере сгорания либо что-то еще. Стук клапанов характеризуется тем, что он прослушивается даже на холодном двигателе, а по мере прогрева несколько усиливается. Можно слышать звонкий, отчетливый, очень характерный металлический стук, меняющийся вместе с частотой оборотов вала двигателя.
Открыть капот придется ровно 1 раз
Если гидрокомпенсатор не выполняет свою функцию, то есть не компенсирует зазор между кулачком и клапаном, это еще не значит, что нужно ремонтировать двигатель. Причиной появления стука клапанов может быть одна из следующих:
- Длительная стоянка авто на уклоне способствует вытеканию масла из полости гидрокомпенсатора, а подвод жидкого наполнителя после запуска требует некоторого времени (за это время гидрокомпенсатор затягивает в себя воздух);
- Слишком низкий уровень масла в картере обеспечивает захват вместе с маслом воздуха;
- Чересчур высокий уровень масла способствует его взбалтыванию и вспениванию по всему объему.
Во всех перечисленных случаях, как можно понять, рабочая полость плунжера будет содержать смесь масла с воздухом, что повлечет отсутствие полной компенсации зазора. Избавиться от воздуха, появившегося внутри гидрокомпенсатора, можно без помощи сервисного центра, если правильно выполнить определенную последовательность действий.
Прежде всего, на остановленном двигателе рекомендуется проверить уровень масла, при необходимости исправив ошибку. Затем, двигатель пускают и прогревают 1–3 минуты на холостом ходу. Увеличив частоту вращения коленвала до 3 тыс. об/мин, необходимо резко сбросить газ и подождать 15 секунд. Повторив подобный цикл 10-15 раз, можно добиться снижения стука клапанов или полного его исчезновения.
Владельцам каких авто все это адресовано
Любой двигатель, оснащенный прямым впрыском топлива (GDI, FSI, TFSI), в своей конструкции содержит клапаны, впускающие воздух и выпускающие отработанную смесь. На каждый клапан устанавливается гидрокомпенсатор. В той же мере это относится к любым другим моторам, даже к тем, которые оснащаются карбюратором. Если автомобилю меньше 34-х лет, гидрокомпенсаторы в его двигателе, скорее всего, есть. Об этом необходимо помнить, совершая ежедневные поездки.