Технический осмотр автомобиля — одна из тех процедур, которыми пренебрегать нельзя: она необходима для получения таких документов, как, например, ОСАГО, но самое главное — устанавливает, в каком состоянии находится автомобиль и насколько безопасна его эксплуатация. Однако здесь есть и немало подводных камней: с 2012 года техосмотр проводит не ГИБДД, а независимые операторы технического осмотра, и в число честных операторов зачастую пытаются затесаться мошенники. Тут-то и приходит на помощь ЕАИСТО.
Что такое ЕАИСТО
Единая автоматизированная информационная система технического осмотра (транспортных средств) — это база, в которой хранятся в электронном виде все диагностические карты, выданные легальными операторами после прохождения автомобилем техосмотра.
Каждой диагностической карте присваивается уникальный номер, который состоит из 21 цифры. Введя данный номер в специальное поле, можно проверить подлинность данной диагностической карты, а соответственно, и то, легально ли она была получена.
Система призвана стать эффективным средством защиты автовладельцев, страховщиков и легальных операторов от мошенничества.
Нормативная база
Основной регламентирующий акт — это Постановление Правительства РФ от 23.12.2011 г. №1115 «О единой автоматизированной информационной системе технического осмотра транспортных средств».
Стоит отметить, что есть еще около десятка законов и указов, косвенно имеющих отношение к ЕАИСТО. К основным можно отнести:
- Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. №1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств»;
- Федеральный закон № 170-ФЗ от 1 июля 2011 года «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов от 30.11.2011 N 342-ФЗ, от 30.11.2011 N 362-ФЗ, от 03.12.2011 N 383-ФЗ);
- Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 21 октября 2011 г. № 587 «Об утверждении порядка ведения реестра операторов технического осмотра, формирования и размещения открытого и общедоступного информационного ресурса, содержащего сведения из реестра операторов технического осмотра»;
- Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 1108 г. Москва «Об утверждении методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра для субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований»;
- Приказ Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 18 октября 2011 г. N 642-а г. Москва «Об утверждении Методики расчета предельного размера платы за проведение технического осмотра» и т.д.
Как устроена и кому подчинена ЕАИСТО
Систему могут использовать МВД РФ, профессиональное объединение страховщиков и операторы технического осмотра.
Сведения вносят уполномоченные от объединения страховщиков и операторы ТО (это зависит от характера данных — у операторов и страховщиков разные компетенции). Данные передаются посредством внешних автоматизированных информационных систем — проще говоря, через подключенный к интернету компьютер в пункте ТО. Данные заверяются электронной подписью. В общую систему информация попадает в течение 24 часов. Ежедневно создаются и записываются на физические носители резервные копии, они хранятся пять лет. Обратиться за данными могут все участники ЕАИСТО, ситуации, при которых это может понадобиться, прописаны в законе.
Собственно система подчиняется профильному подразделению МВД РФ — ГУОБДД.
Какие данные содержит ЕАИСТО
Система имеет дело с персональными данными более чем 40 млн субъектов.
ЕАИСТО содержит сведения об операторах и собственно информацию диагностических карт. Информацию об операторах ТО вносят уполномоченные от профессионального объединения страховщиков, используя для этого реестр операторов ТО. Данные о техосмотрах вносят операторы ТО.
ЕАИСТО хранит данные диагностических карт, в том числе:
- марку и модель ТС, год выпуска, VIN, номер кузова;
- фамилию, имя и отчество лица, доставившего транспортное средство на ТО;
- адрес пункта ТО;
- данные талона техосмотра или международного сертификата (номер, дата выдачи, срок действия); как вариант — сам талон в электронном виде;
- диагностическую карту в электронном виде;
- фамилию, имя и отчество эксперта, выдавшего талон или международное свидетельство.
Как подключиться к ЕАИСТО
К потенциальному пользователю системы предъявляется ряд требований.
Кто может подключиться к ЕАИСТО
К системе могут подключиться операторы ТО, которые или имеют аккредитацию, или выиграли конкурс на проведение гостехосмотра и заключили договор с МВД. Из реестра операторов ТО в ЕАИСТО должна быть передана информация не менее чем об одном пункте и одном эксперте, а кроме того, о выделенных оператору талонах ТО.
Как зарегистрироваться в ЕАИСТО: пошаговая инструкция
Учётная запись оператора ТО создается на сайте ГИБДД в разделе «Регистрация ОТО». Последовательность действий:
- Ввести логин и пароль.
- Если имеется аттестат аккредитации, загрузить его в электронном виде.
- Загрузить, заполнить и распечатать правила работы в системе и информационное соглашение.
- Отправить документы на подпись руководителю оператора ТО, а затем заверить печатью организации.
После этого учетную запись необходимо активировать. Для этого нужно явиться в отделение ГИБДД региона РФ, в котором зарегистрирован оператор. При этом представителю оператора ТО нужно иметь при себе оригинал аттестата аккредитации (если таковой имеется), а также документ о наличии соответствующих полномочий (подойдет, например, копия устава или выписка из госреестра ИП).
Если с документами всё в порядке, ответственный сотрудник ГИБДД активирует учётную запись, и оператор сможет авторизоваться и начать работу в системе — создавать учётные записи для экспертов, которые уже будут заносить в базу данные о прохождении ТО.
Проверка диагностической карты
Множество сайтов предлагают проверить подлинность диагностической карты — такие сервисы (как правило, они используют домены, похожие на еaisto.gibdd.ru) легко найти, вбив соответствующий запрос в строку поиска. Сервисы предлагают несколько параметров, по которым можно найти диагностическую карту, наиболее популярный и простой вариант — по номеру автомобиля.
Сервис может выдать три варианта ответа:
- техосмотр пройден;
- нужен техосмотр;
- нет информации о техосмотре. Такой вариант возможен, если автомобиль ни разу не проходил ТО. Это, в частности, касается новых автомобилей, возраст которых менее трёх лет.
Впрочем, не стоит полностью полагаться на достоверность и актуальность подобных сайтов, ведь, как уже говорилось выше, доступом к ЕАИСТО обладают только эксперты ТО, уполномоченные лица РСА и представители МВД.
Подключение к базе ЕАИСТО отнимает минимум усилий, зато дает надежную защиту от мошенников.