Штраф за движение по тротуару: правила и исключения

нахождение автомобиля на тротуаре Штрафы и ПДД

Выделение в дороге разных элементов преследует практические цели: разграничить назначение каждого из них и разделить потоки участников движения на дорогах. Но, несмотря на то что для машин выделена проезжая часть, а для пешеходов придуман тротуар, сегодня всё чаще и чаще автомобилисты оказываются на территории пешеходов.

Определение тротуара и его отличие от других элементов дороги (обочины, пешеходной дорожки)

Важность чёткого понимания, что же является тротуаром, связана вот с чем. Неправильная парковка, езда в неположенном месте — извечные темы борьбы между пешеходами и водителями, с одной стороны, и теми же водителями и органами ГИБДД, с другой стороны. Не всегда с учётом обстоятельств можно определить, является ли конкретный участок дороги тротуаром. Кроме того, иногда водители вынуждены проехать по тротуару, чтобы подъехать к тому или иному объекту. Единственным достойным аргументом в конфликтных ситуациях является безукоризненное владение знаниями ПДД.

Что такое тротуар

Итак, определение тротуара предлагается Правилами дорожного движения, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090.

Под тротуаром понимают часть дороги, служащую для передвижения по ней пешеходов. Этот элемент должен прилегать к проезжей части (или, как вариант, к велосипедной дорожке) либо обособляться участком, покрытым растительностью.

тротуар
Тротуар прилегает к проезжей части

Получается, что при определении части дороги, являющейся тротуаром, должны присутствовать два критерия:

  • предназначение тротуара — для передвижения пешеходов. В исключительных случаях допускается движение и остановка машин, что будет оговорено далее в статье;
  • конструкция. По данному критерию допускаются варианты. Тротуар может, как прилегать к части, где ездит транспорт, так и обособляться от неё участком с растительностью.

Отличия от обочины и пешеходной дорожки

Под обочиной понимают часть дороги, на одном уровне прилегающую к проезжей части, служащую для передвижения, а также стоянки или остановки транспорта. От части, где ездят машины, обочина отличается типом поверхности или отделяется разметкой 1.2, которая представлена непрерывной линией белого цвета.

обочина
Обочина с обеих сторона отмечена разметкой 1.2

Исходя из определений, можно сделать вывод о различиях между рассматриваемыми частями дороги:

Таблица: различия между тротуаром и обочиной

Тротуар Обочина
Назначение Перемещение пешеходов кроме (в определённых ситуациях позволяется нахождение машин и иных средств движения) Передвижение, стоянка и остановка транспорта
Конструкция Может прилегать к проезжей части, а может отделяться газоном Всегда прилегает на одинаковом уровне к проезжей части
Отличается покрытием или сплошной белой линией

Казалось бы, определения и отличия сформулированы, ясность внесена. Однако в разграничении указанных зон есть сложности, связанные с частичным пересечением обозначенных признаков. Так, например, обочина служит для движения или остановки (стоянки авто). Что касается тротуара, на нём также в исключительных случаях допускаются эти действия.

Обращая внимание на конструкцию, можно отметить ещё один похожий признак — прилегание к проезжей части. Определяющим считается такой признак: обочина примыкает на одном уровне к части для движения авто. Это значит, что между ними нет препятствий и нет никакой разницы в высоте.

Буквоеды могут возразить, ведь в определении тротуара нет нигде обязательного признака наличия такого разделения или уровня, отличающегося от проезжей части. Всё понятно, если есть газон — определить тротуар несложно. А если тротуар примыкает к дороге?

тротуар с газоном
Между тротуаром и газоном присутствует участок с растительностью

Тут следует руководствоваться сложившейся практикой и стандартами благоустройства, строительства автомобильных дорог. Большинство из них свидетельствует о том, что при отсутствии газона тротуар должен быть отделим от проезжей части каким-либо ограждением (бордюр, металлическая конструкция).

металлическое ограждение
В этом варианте тротуар отделен металлическими ограждениями

Близким по значению с тротуаром понятием является пешеходная дорожка. В правилах ничего не сказано о её размещении относительно проезжей части. Единственное непосредственное её назначение, как, впрочем, и у тротуара, – движение пешеходов. Но, в отличие от тротуара, пешеходная дорожка может располагаться вдали от проезжей части.

пешеходная дорожка
Пешеходная дорожка располагается вдали от проезжей части

Ещё одним обязательным отличительным признаком является наличие знака 4.5.1.

знак 4.5.1
Знак 4.5.1 информирует о начале пешеходной дорожки

Когда автомобилю разрешено находиться на тротуаре

По общему правилу, что следует из назначения тротуара, по нему допускается только передвижение пешеходов.

Нелишним будет напомнить, что к пешеходам относятся не только лица, самостоятельно передвигающиеся по дороге, но и те, кто двигается в коляске для инвалидов, катается на роликах или самокате. Также люди, которые ведут мотоцикл или мопед, велосипед, коляску детскую или инвалидную, относятся к пешеходам.

Однако в некоторых ситуациях допустимы исключения. Рассмотрим подробнее, какие транспортные средства имеют возможность законно оказаться на тротуаре, и при каких условиях.

Движение транспорта

Непосредственно в статье 9.9 ПДД, содержащей норму о запрете движения по тротуару, указан транспорт, для которого такое движение допустимо. Без каких-либо условий по тротуару могут проехать автомобили:

  • подведомственные дорожным и коммунальным службам;
  • подъезжающие к торговым или другим организациям с целью разгрузки/погрузки.

В последнем случае необходимость заезда на тротуар должна быть обусловлена следующими обстоятельствами:

  • объект находится у тротуара или пешеходной дорожки, обочины;
  • отсутствуют другие способы подъехать к месту разгрузки.

Водители должны обеспечить безопасность при нахождении на тротуаре.

Остановка или стоянка

Чаще всего проезд автомобилей по тротуару вызван необходимостью найти место для парковки.

Однако, как гласит пункт 12.2 ПДД, остановка и стоянка на тротуаре допускаются только в определённых местах, где установлен знак 6.4 в сочетании с одной из дополнительных табличек:

  • 4.7 — указывает на действие знака для велосипеда;
  • 6.2, 8.6.3, 8.6.6 – 8.6.9 — указывают на способ осуществления стоянки.
    стоянка на тротуаре
    Сочетание знаков 6.4 и 8.6.9 разрешают стоянку с заездом на тротуар

Какой штраф придётся заплатить за езду или остановку (стоянку) на тротуаре

Простыми словами, по тротуару можно проехать, если необходимо попасть к торговому или иному объекту при отсутствии других путей, или речь идёт о транспорте коммунальных и дорожных служб. Стоянка с заездом на тротуар допускается только в специально обозначенных местах.

штраф на парковку на тротуаре
Парковка на тротуаре вне предназначенных для этого мест расценивается как административное правонарушение

Движение, остановка или стоянка транспорта на тротуаре за исключением вышеназванных случаев являются незаконным и влекут за собой административную ответственность.

Движение по тротуару является административным правонарушением, состав которого предусмотрен статьёй 12.15. Водителям, отважившимся рассекать по тротуару, в случае привлечения к ответственности придётся заплатить штраф величиной в 2 тыс. рублей.

А за остановку или стоянку на тротуаре согласно части 3 статьи 12.19 КоАП автовладелец понесёт наказание в 1 тыс. рублей. Если же нарушение зафиксировано в Москве или Санкт-Петербурге, такие манёвры обойдутся уже в 3 тыс. рублей.

В целях экономии рекомендуем нарушителю не тянуть с оплатой штрафа. В течение 20-дневного срока после вынесения постановления у должника есть возможность оплатить штраф со скидкой 50%.

Видео: о правилах парковки на тротуаре и штрафах за нарушение

Фиксация нарушения правил проезда по тротуару

Законодательство содержит чёткий перечень правонарушений и соответствующих наказаний. Однако немало внимания уделено также процессуальным аспектам. Ведь правильное оформление правонарушения и соблюдение всех формальностей сводит к нулю вероятность обжалования со стороны водителя.

Проблема в том, что правовая система, включающая законодательство об административных правонарушениях и судебную практику, содержит некоторые противоречия в вопросе установления вины нарушителя.

Допустим, сотрудник ГИБДД посчитал, что проехав по тротуару, водитель нарушил ПДД. При этом водитель доставлял продукты питания в кафе. В целях привлечения к ответственности сотрудник составляет протокол и постановление об административном правонарушении, что влечёт для водителя обязанность по уплате штрафа.

С одной стороны, административное законодательство провозглашает презумпцию невиновности. С другой стороны, согласно статье 26.2 КоАП, протокол, составленный сотрудником ГИБДД, признаётся достаточным доказательством вины водителя. Главное, чтобы сам протокол был составлен с соблюдением требований, содержащихся в статье 28.2 КоАП. Водитель должен быть ознакомлен со своими правами и обязанностями, а также с самим содержанием протокола.

Получается, в случае оспаривания действий ГИБДД водитель должен принять меры и доказать свою невиновность, в то время как единственным доказательством его вины является протокол, заведомо считающийся соответствующим действительности. Предполагается, что протокол составлен добросовестно, а содержащиеся в нём сведения оцениваются как факты и не подвергаются сомнениям.

При более ответственном отношении к своим обязанностям сотрудник ГИБДД подтверждает сведения протокола показаниями свидетелей, фото- и видеозаписью.

Не всегда правонарушение фиксируется в момент непосредственно его совершения. Многие постановления выносятся по итогам рассмотрения поступивших в Госавтоинспекцию фото- и видеоматериалов, в том числе со стационарных камер. В таком случае решение о привлечении к ответственности выносится «заочно», а его копия направляется автовладельцу.

Сообщения граждан о фактах езды по тротуару

Определенный вклад в борьбу с нарушителями ПДД вносят обычные граждане. Езда по тротуарам вызывает возмущение, прежде всего у пешеходов, поскольку это угрожает их безопасности. Кроме того, недовольными могут быть работники и владельцы заведений, рядом с которыми рассекают беспредельщики. Жильцы квартир часто негативно высказываются относительно несанкционированных стоянок у себя под окнами.

Власти заинтересованы в активности общества, поэтому включили в законы нормы, позволяющие гражданам сообщать в ГИБДД о фактах нарушения ПДД, подтверждённых видео- и фотосъёмкой. Такое право бороться с дорожными хулиганами предоставлено гражданам статьёй 28.1 КоАП. А в 2016 году в статью 26.7 внесены изменения, позволяющие доказывать своё сообщение о нарушителях с помощью фото и видео даже с обычного мобильного телефона.

Заявить о нарушении можно путём личного обращения в органы МВД, а можно не тратить время и направить сообщение в электронном виде через сайт Госавтоинспекции.

Однако обращение будет рассмотрено только при условии наличия данных о заявителе и о самом правонарушении. Важно, чтобы по материалам сообщения можно было установить факт проезда или стоянки на тротуаре и идентифицировать автомобиль.

электронное сообщение о нарушении пдд
На сайте Госавтоинспекции доступна функция «приём обращений»

На какие ещё виды транспорта распространяется запрет вождения по тротуару

Правила о запрете вождения по тротуару нужно знать не только водителям, но и велосипедистам.

Как известно, основным критерием при разграничении зон, на которых допускается езда на велосипедах, является возраст. Случаи разрешённого нахождения велосипедистов на тротуаре содержатся в пунктах 24.2–24.4 Правил.

Движение по тротуару велосипедистов старше 14 лет является исключением при одновременном наличии следующих обстоятельств:

  • нет специальной дорожки (велосипедной и велопешеходной);
  • движение по обочине или по краю проезжей части невозможно.

По тротуару велосипедисты имеют право перемещаться, если с ними на велосипедах едут дети до 14 лет, а также в случае перевозки детей младше 7 лет в специальном устройстве.

Что касается несовершеннолетних, то дети до 14 лет должны ездить исключительно по тротуару и специальным дорожкам: пешеходным или велопешеходным. Для детей младше 7 лет правила ещё строже: они не должны ездить по велосипедным дорожкам.

Владельцам мопедов и квадрициклов не стоит рассчитывать на послабления, действующие в вопросе передвижения по тротуару для велосипедистов. Статья 24.7 ПДД, касающаяся движения мопедов, не содержит никаких исключений про возможность нахождения на тротуаре. Следовательно, для такого транспорта, как мопед и мотоцикл, действуют правила, предусмотренные для автомобилей.

Можно ли обжаловать штраф за выезд на тротуар

В случае несогласия с привлечением к ответственности не стоит рассматривать вынесение сотрудником ГИБДД постановления за проезд или стоянку на тротуаре в качестве окончательного решения по спорному вопросу.

Водители часто не соглашаются с выводами ГИБДД в следующих возможных ситуациях:

  • наличие спора о том, является ли отрезок дороги, на котором осуществлена стоянка, тротуаром или другим элементом дороги (например, обочиной). Такое бывает при отсутствии явных признаков того или иного элемента дороги. В этом случае водителю может помочь безукоризненное знание терминов и умение обосновывать свою позицию;
  • проезд осуществлён по тротуару к магазину с целью разгрузки, однако сам факт выгрузки не является очевидным и требует дополнительного исследования.

Игнорировать постановление по причинам несогласия с ним не рекомендуем, поскольку в случае неуплаты штрафа в 70-дневный срок последуют дополнительные санкции.

Для обоснованного обжалования решения о наложении штрафа водителю необходимо зафиксировать обстоятельства дела — сделать фото или видео, найти свидетелей, подкрепить свои доводы нормами из ПДД и КоАП.

Если нарушение фиксируется на месте и при этом водитель оспаривает факт проступка, то сотрудник ГИБДД обязан помимо постановления оформить также и протокол. Водителю следует внимательно изучить документ и указать в нём о своём несогласии. Формальные неточности в процессуальных документах также могут сыграть в пользу водителя.

Постановление необходимо оспорить в течение 10 дней, направив соответствующую жалобу в суд или непосредственно в ГИБДД. В жалобе необходимо подробно изложить обстоятельства дела, указать правонарушение, за которое водитель привлечён к ответственности, обосновать свою позицию о невиновности и подтвердить это фактами, следующими из прилагаемых документов (фото, видео, пояснения свидетелей).

Срок реагирования зависит от инстанции, куда подана жалоба. Суд может рассматривать дело в течение двух месяцев, а орган, чьим должностным лицом вынесено постановление — в 10-дневный срок.

Во избежание неприятностей, связанных с уплатой административных штрафов и необходимостью их обжалования, водителям следует руководствоваться общим требованием о запрете движения или остановки на тротуаре. В случае если без заезда на тротуар никак не обойтись, удостоверьтесь в том, что такая необходимость предусмотрена правилами дорожного движения и при этом вы гарантируете безопасность граждан.

Autozam.RU

Добавить комментарий

 

Войти с помощью:

vkontakte facebook odnoklassniki yandex

Уважаемые читатели! Мы не приемлем в комментариях мат, оскорбления других участников, спам и ссылки на сторонние ресурсы, враждебные заявления в сторону администрации и посетителей ресурса. Комментарии, нарушающие правила сайта, будут удалены.
Обязательные поля отмечены *

 

Adblock
detector