На первый взгляд, маслосъёмный колпачок — деталь незначительная. Но в случае износа она способна доставить автовладельцу массу неприятностей. О том, что такое маслосъёмный колпачок и как его заменить самостоятельно на двигателе ВАЗ 2109, мы и поговорим в данной статье.
Что такое маслосъёмные колпачки и где они находятся

Эти колпачки находятся непосредственно на клапанах двигателя, в головке блока цилиндров. Другое название этих колпачков — клапанные сальники. Их главная задача — не допустить попадания излишков масла в мотор. Изготавливаются эти колпачки из особой резины. А резина, даже специальная, со временем приходит в негодность и масло начинает попадать прямо в камеру сгорания двигателя. В этом случае стоит поменять эти детали.
Как узнать, что пора менять

Всё просто: если из выхлопной трубы машины идёт густой сизый дым, значит, колпачки пора менять. Как правило, этот дым появляется только при запуске мотора и при его остановке. Но если колпачки изношены очень сильно, густой дым из трубы идёт постоянно.
Однако дым — не единственный признак необходимости срочной замены колпачков. Иногда дыма практически не видно, но расход масла в машине повышается в несколько раз, при этом никаких внешних течей масла (через различные сальники и прокладки) не наблюдается. Всё это тоже говорит о том, что время менять колпачки.
Необходимые инструменты
- Набор торцовых головок,
- молоток (средних размеров),
- пруток из мягкого металла диаметром 8 мм (как вариант — из олова),
- пинцет медицинский,
- плоскогубцы,
- инструмент для снятия сухариков с клапанов,
- запрессовочная оправка,
- цанга для снятия колпачков.
Последовательность действий
- На цанге есть боёк. По нему нужно точно ударить молотком. Это приведёт к тому, что колпачок сомнётся и его можно будет достать из цанги плоскогубцами.
Маслосъёмный колпачок извлекается из направляющей втулки с помощью цанги - Как только сухарики извлечены, снимается тарелка клапана и его пружина.
Когда пружина зафиксирована, сухарики клапана извлекаются с помощью медицинского пинцета - После этого устанавливается инструмент для разсухаривания клапанов и с его помощью пружина клапана прижимается.
- После вывода поршня в мёртвую точку с цилиндра откручивается свеча, а в открывшееся отверстие вставляется оловянный пруток диаметром 8 мм. Кончик прутка должен оказаться между клапаном и дном поршня.
- Теперь коленчатый вал надо повернуть так, чтобы поршень в цилиндре, где планируется замена колпачков, вышел в верхнюю мёртвую точку.
Снимается распределительный вал, затем снимается сальник - Прежде всего, надо снять провода с аккумулятора.
- Снимается ремень с ГРМ.
- С распределительного вала убирается шкив с зубцами.
- С первого крепления снимаются провода, с третьего крепления откручиваются гайки.
- Откручиваются четыре гайки с передней крышки, потом откручиваются гайки с крышки задней (их там шесть штук).
- Обе крышки снимаются.
- Распределительный вал вынимается.
- С распределительного вала снимается сальник.
Пружина клапана крепко прижимается с помощью цанги - После прижимания пружины клапана сухарики можно извлечь с помощью пинцета.
Вначале извлекается тарелка клапана, а потом — находящаяся под ней пружина - Теперь с помощью цанги надо снять маслосъёмный колпачок с направляющей втулки.
Ударом молотка по рукоятке колпачок спрессовывается в цанге и вынимается - Новый колпачок запрессовывается в тарелку клапана, затем на него устанавливается пружина.
- Аналогичные операции производятся со всеми колпачками, нуждающимися в замене.
- После замены производится обратная сборка головки цилиндров.
Видео по замене сальников клапанов на ВАЗ 2109 своими руками
Важные моменты
- После извлечения изношенного колпачка следует тщательно осмотреть стенки направляющей втулки, так как любая царапина на этой стенке, оставленная цангой, может привести к возобновлению течи масла в камеру сгорания и сведёт на нет все усилия по замене колпачка.
- Перед установкой новых колпачков нужно не забыть снять с них пружины.
- Перед запрессовкой нового колпачка место установки обильно смазывается маслом. Это помогает точнее посадить колпачок на место, не прилагая к этому лишних усилий.
Как видно из статьи, заменить маслосъёмные колпачки на ВАЗ 2109 своими руками вполне возможно. Главное –запастись терпением, соблюдать последовательность операций и не прилагать больших усилий, запрессовывая новые колпачки на место.