Шаровая опора — важная часть подвески автомобиля, отвечающая за повороты и вертикальное движение колеса. Качество наших дорог, а иногда и стиль вождения приводят к тому, что эта деталь выходит из строя. И хотя ВАЗ 2110 стал в своё время принципиально новой автомашиной, поломка шаровой на ней случается не реже, чем на моделях класса «Самара». В этом случае и необходима замена.
Где находится шаровая опора на ВАЗ 2110
Исходя из того что эта деталь участвует в поворотах, находится она за передними колёсами — слева и справа. Схему, а также все болячки данный механизм получил от Ваз 2108 — первой «Самары», и передал по наследству всем последующим автомобилям класса 110.
Многие ошибочно полагают, что шаровых в автомобиле 2, при этом забывая, что кроме верхних есть ещё нижние. На схеме ясно видно, что на одном колесе две шаровых — одна вверху, одна внизу.
Причины неисправности
Именно шаровая опора отвечает за плавный проезд неровных участков. В нормальной ситуации зазор между пальцем и корпусом постоянен, и палец свободно вращается. При износе его начинает шатать из стороны в сторону — зазоры возрастают, и рано или поздно он может сломаться. Постоянная езда по неровным дорогам способна значительно сократить срок жизни шаровой.
Известны случаи, когда даже новые детали ломались. При езде этот шарнир испытывает большие нагрузки, и если на большой скорости колесо попадёт в яму, опору может вырвать из гнезда.
В обычной ситуации шарнир прикрыт специальным пыльником. Если последний рвётся, опора теряет защиту от внешнего воздействия. При попадании на неё жидкости может начаться коррозия, при попадании каких-то твёрдых частиц — абразивный износ.
Надо ли менять
Неопытные водители часто задаются вопросом: а надо ли менять? Если вы замечаете любой из обозначенных признаков — менять надо.
Признаки неисправности
Одним из главных признаков поломки является неравномерный износ покрышек. Опытный автолюбитель знает, что для равномерного износа покрышки периодически надо менять местами — правую на левую, передние на задние, но если покрышка на одном колесе заметно быстрее «лысеет», нужно проверять шаровые опоры у этого колеса. Также к признакам поломки можно отнести:
- подозрительный стук в области колёс;
- непонятные скрипы при повороте;
- колесо вихляется из стороны в сторону даже при езде по прямой;
- значительно труднее стало поворачивать руль (на машинах без ГУРа).
При малейшем подозрении нужно проверять, так как поломка опоры может привести даже к потере колеса, что создаст аварийную ситуацию на дороге.
Диагностика
Для проверки не нужно какое-то дорогостоящее оборудование или СТО. Хотя в сервис обратиться не помешает, но кроме него есть ещё парочка способов проверки.
Первый способ
- Поддомкратить автомобиль, чтобы переднее колесо свободно повисло.
- Крепко возьмитесь за него и начните качать. Если есть большой люфт — шаровую придётся менять.
Для второго способа понадобится смотровая яма.
Второй вариант
- Так же, как и в первом способе, поднимают авто.
- Просовывают монтировку или лом в зазор между шаровой и рычагом подвески. Люфт, если он есть, можно заметить без труда.
Нормальным показателем считается, если колесо в обоих способах осталось неподвижно.
Как проявляется люфт (видео)
https://youtube.com/watch?v=B6zdKgkjvvk
Что понадобится для замены
В первую очередь для работы нужен съёмник шаровой опоры.
Варианты съёмников на фото
- накидной ключ 17;
- накидной ключ на 19;
- баллонный ключ;
- домкрат;
- монтировка;
Неплохо будет позвать пприятеля, который будет держать монтировку, пока вы проводите прочие операции.
Варианты выбора детали на фото
Как поменять: пошаговая инструкция
Работать лучше на яме.
- Домкратом поднимают переднюю часть автомобиля с проблемной стороны.
- Отворачивают гайки крепления и снимают колесо.
- Откручивают гайку — крепление шарового пальца.
- Затем снимают болты, расположенные по краям опоры — крепление к поворотному кулаку.
- Вставляют съёмник и выжимают палец из рычага (см. фото).
При отсутствии съёмника можно воспользоваться молотком (см. фото).
-
Просят приятеля осторожно отжать нижний конец рычага монтировкой.
-
Извлекают старую деталь.
-
Ставят на её место новую и прикручивают к поворотному кулаку болтами.
-
Вручную направляя палец в проушину, просят приятеля медленно опустить рычаг.
-
Закрепляют гайку, фиксирующую палец.
-
Возвращают на место колесо и опускают автомобиль.
Так же меняется шаровая на современных Вазах от 2108 до Гранты.
Видео замены на ВАЗ 2110
Операцию, с которой часто обращаются на СТО, можно сделать в домашних условиях даже одному автовладельцу. Но если есть приятель, операция займёт до часа, а стоить будет в разы дешевле.