Нейтрализаторы выхлопных газов автомобиля, или просто – «катализаторы», можно разделить на 2 класса: устанавливаемые непосредственно после двигателя; и — на выходе выхлопной системы.
Тип носителя — также, делится на два вида: либо это — керамический блок (соты), либо же блок, целиком выполненный из металлической ленты. Блок из металла — более надежен, потому что может длительное время выдерживать механические нагрузки. Однако, керамические блоки — более распространены, и они же — менее дорогие. У них есть недостаток — хрупкость. Несильного удара о камень иногда достаточно для его разрушения (или, если на прогретом автомобиле, например, заехать в лужу). Может, не сразу это можно понять, но причиной разрушения «керамики» может стать и неисправность системы зажигания. Если не сгоревший бензин скопится в автомобильном катализаторе, в процессе запуска двигателя, затем (когда мотор, наконец, заводится), этот бензин взрывается, а соты, естественно, разрушаются.
Конструкция любого автомобильного катализатора — довольно проста, но наличие солей платины, также родия или палладия сейчас сказывается на стоимости устройства не лучшим образом. Замена отработавшего свой срок катализатора — удовольствие не дешевое…
Обе конструкции, керамический и металлический катализатор, одинаково боится некачественного бензина. Во-первых — этилированного, равно как и подмешивания моторного масла и антифриза, или переобогащенной топливной смеси, и долгой работы на холостом ходу.
В этих случаях, происходит постепенное засорение каналов, как следствие — потеря мощности плюс перегрев нейтрализатора (корпус металлического — может раскаляться докрасна). Известны случаи, когда автомобильный катализатор расплавлял алюминий (теплозащиту): возможно воспламенение антикоррозийного покрытия днища.
Смысл работы катализатора – в снижении содержания окиси углерода (СО), также и легких (летучих) органических соединений и NO. В принципе, при соблюдении всех условий по установке и эксплуатации (что особенно касается качества бензина), катализатор выхлопных газов – деталь не только безопасная, но и достаточно долговечная.