Давление масла в системе смазки — важный эксплуатационный показатель любого автомобиля, в том числе УАЗа. Недостаточное внимание к показаниям датчика контроля чревато серьёзными неисправностями и дорогим ремонтом.
Содержание
Значения давление масла в автомобилях УАЗ
Силовые установки автомобилей УАЗ оборудованы двумя датчиками давления: контрольным, управляющим стрелочным или цифровым индикатором, и аварийным. Последний подаёт световой сигнал (включает лампочку на панели), если давление смазки уменьшается до 0,4–0,8 кгс/см2.

Даже если мотор полностью исправен, значение давления зависит от условий эксплуатации:
- от степени вязкости масла;
- от температуры двигателя;
- от температуры окружающей среды;
- от частоты вращения коленвала (оборотов);
- от нагрузки;
- от использования радиатора охлаждения масла.
Показания индикатора давления масла обычно находятся в пределах 1–5 кгс/см2 и незначительно отличаются для различных моделей «уазовских» силовых установок.
В 2016 году легендарному российскому производителю автомобилей повышенной проходимости Ульяновскому автомобильному заводу исполнилось 75 лет.
Таблица: значение давления масла в различных моторах
Изготовитель | Модель двигателя | Давление масла (кгс/см2) | |||||
Минимальное | Условия | Максимальное | Условия | Рабочее | Условия | ||
Ульяновский моторный завод (УМЗ) | 417 | 0,4 | Радиатор включён | 5 | Холодный мотор | >3.5 |
|
>1.1 |
|
||||||
2–4 | Езда 45 км/ч | ||||||
>1.5 | Езда, жара | ||||||
4218 | 1,2 | 6 | Холодный мотор | >3.5 | Езда 60 км/ч, без масл. радиатора | ||
>3 | Жара | ||||||
Заволжский моторный завод (ЗМЗ) | 409 | 1 |
|
4,6 | |||
0,7 |
|
||||||
4021/4104 | 0,5 |
|
4,5 | Холодный мотор | 2–4 | Езда 50 км/ч | |
1 |
|
>1.5 | Жара | ||||
5143 | 1.1 |
|
4.5 | 1,1–4,5 | |||
3 |
|
Размещение датчиков давления масла на автомобилях УАЗ
Положение датчика зависит от конструкции автомобильного мотора.
На УМЗ-417 и УМЗ-421 основной датчик находится с правой стороны (по ходу движения вперёд) мотора под генератором. Аварийный — между приводными шкивами коленвала и водяной помпы.
В 1977 г. начался пробег автомобилей по маршруту: Москва — Горький — Ташкент — Каракумы — Баку — Тбилиси — Ростов-на-Дону — Харьков — Москва. Газеты писали: «Каракумский пробег показал, что УАЗ — автомобиль, годный для эксплуатации в самых разнообразных климатических и почвенных условиях».
На ЗМЗ-4021 и ЗМЗ-4104 основной датчик установлен за генератором. Аварийный — с левой (по ходу движения) стороны в нижней части масляного фильтра.
Оба датчика ЗМЗ-409 расположены по левой стороне двигателя за термостатом над коллектором отработанных газов.
На ЗМЗ-5143 основной датчик установлен справа (по ходу движения) на уровне верхнего среза шкива коленвала перед масляным фильтром.
Аварийный — слева в передней части ГБЦ на уровне верхнего среза шкива вентилятора.
Весной 1973 года на протяжении 4,5 месяца продолжалась автоэкспедиция московских журналистов на двух автомобилях УАЗ-469 по маршруту Москва — Магадан — Москва. Водители-испытатели преодолели около 40 000 километров.
Оценка работоспособности датчиков
Детальная ревизия датчиков давления автомобилей УАЗ без специального оборудования невозможна. Но если есть сомнения в исправности, приблизительная оценка работоспособности приборов не вызывает затруднений.
В начале 1976 года на протяжении полутора месяцев в далёком северном крае проводились испытания опытного образца УАЗ-452 АС с целью создания автомобиля для Крайнего Севера. Основное отличие опытного образца — улучшенная термоизоляция кузова. За время испытаний УАЗы исколесили по Якутии около 12 000 км.
Оценка аварийного датчика
В корпусе аварийного датчика находится мембрана, разрывающая под действием давления нормально замкнутые контакты в цепи питания сигнальной лампы. Она гаснет, когда давление превышает значение 0,4–0,8 кгс/см2.

Характерные неисправности устройства:
- лампа не загорается при низком давлении;
- лампа горит при нормальном давлении;
- нарушение герметичности (течь масла).
Оценка работоспособности без снятия с двигателя
Когда сигнальная лампочка не загорается одновременно с включением зажигания, работоспособность датчика без демонтажа проверяют следующим образом:
- Выключите зажигание автомобиля.
- Отключите датчик от проводки.
- Проверьте тестером сопротивление между контактом датчика и корпусом двигателя. У исправного датчика сопротивление близко к нолю. Если тестер показывает обрыв или большое сопротивление, датчик подлежит замене.
- При отсутствии тестера проверьте работоспособность датчика с помощью лампочки с проводами. Один провод соедините с положительной клеммой аккумулятора, другим коснитесь контакта датчика. Если лампочка загорелась, значит, датчик условно исправен. Причина неисправности в другом.
- В крайнем случае работоспособность датчика можно оценить с помощью штатной сигнальной лампы панели приборов. Снимите с контакта датчика провод и замкните его на корпус.
- Включите зажигание. Если лампа давления на панели горит, датчик неисправен и подлежит замене.
Когда лампа на панели загорается с включением зажигания, но не гаснет после запуска мотора, а индикаторный прибор при этом демонстрирует наличие давления, работоспособность датчика, не демонтируя, проверяют следующим образом:
- Заглушите двигатель, и выключите зажигание.
- Отсоедините провод от датчика.
- Включите зажигание. Свечение сигнальной лампы давления масла на панели свидетельствует, что датчик, скорее всего, исправен. Вероятная причина неисправности сигнализации — замыкание проводки.
Оценка работоспособности демонтированного датчика
Работоспособность демонтированного датчика оценивают с помощью тестера и насоса. Когда нет тестера, пользуются лампой с проводом или электронным индикатором контакта (замыкания).
- Проверьте сопротивление между контактом и корпусом датчика тестером. При отсутствии цепи — отсутствии показаний измерительного прибора — датчик неисправен и однозначно подлежит замене.
- Если тестер показывает короткое замыкание или незначительное сопротивление, закрепите провода измерительного прибора на датчике с помощью зажимов.
- Наденьте на штуцер датчика резиновый шланг от автомобильного насоса.
- Сделайте несколько энергичных качков. Если датчик исправен, тестер покажет обрыв цепи.
Нарушение герметичности работающего датчика можно определить по потёкам масла под ним. Для проверки снятого с автомобиля прибора его обмазывают мыльной пеной и создают давление с помощью насоса. Утечка воздуха будет заметна по обильным пузырькам.
Видео: проверка на работоспособность датчика давления
Следует учесть, что аварийный датчик — контрольный прибор с регламентируемыми параметрами. С помощью приведённых выше советов можно примерно оценить его работоспособность, но не полную исправность и соответствие заданным техническим характеристикам.
Оценка контрольного датчика давления масла автомобилей УАЗ
Контрольный датчик устроен таким образом, что его сопротивление электрическому току изменяется в зависимости от измеряемого давления. Чем ниже оно, тем выше сопротивление датчика.
Среди неисправностей системы смазки автомобиля причиной которых может быть неправильная работа или поломка контрольного датчика давления масла следующие:
- неустойчивые или недостоверные показания контрольного прибора;
- отсутствие показаний;
- явно завышенные показания (стрелка «зашкаливает»).
Проверка сигнальных цепей
Прежде чем «грешить» на датчик, следует убедиться в исправности цепей индикатора контрольной панели.
- Заглушите двигатель, и выключите зажигание.
- Отсоедините провод от датчика давления.
- Включите зажигание. Отсутствие показаний индикатора свидетельствует о том, что короткого замыкания проводки не корпус нет.
- «Закоротите» провод контрольного датчика на корпус. Прибор на панели должен «зашкалить», что демонстрирует исправность цепи.
Оценка контрольного датчика без демонтажа
Оценить работоспособность поможет тестер.
- Заглушите мотор, выключите зажигание.
- Освободите датчика от проводки.
- Измерьте сопротивление между контактом датчика и корпусом. У работоспособного прибора оно около 150–300 Ом. Точное значение можно найти в описании модели датчика.
- Закрепите провода тестера на клемме датчика и корпусе.
- Включите зажигание, запустите двигатель.
- Сопротивление должно уменьшаться с ростом оборотов двигателя от измеренного в статическом состоянии значения до минимального, которое зависит как от характеристик датчика, так и от давления масла в двигателе.
Достоверность показаний работоспособного датчика проверяют, подсоединив вместо него механический манометр.
Видео: проверка давления масла механическим манометром
Проверка контрольного датчика давления, снятого с автомобиля
В гаражных условиях приблизительно оценить работоспособность снятого с автомобиля контрольного датчика давления масла можно, измерив с его помощью давление в шине. Для этого понадобится:
- автомобильный насос или компрессор;
- манометр;
- тестер;
- самодельный шланг-переходник со штуцером подкачки;
- технические характеристики датчика с графиком зависимости сопротивления от давления.
Последовательность действий:
- Из подходящего шланга изготовьте переходник со штуцером подкачки на одном конце. Свободный конец шланга наденьте на резьбу датчика и зафиксируйте проволокой или хомутом.
- Накачайте шину до давления 2–4 кгс/см2.
- Измерьте тестером и запишите сопротивление между контактом и корпусом датчика.
- Подсоедините с помощью шланга датчик к шине.
- Повторно измерьте сопротивление.
- Сравните полученные данные с таблицей (графиком) из характеристик датчика. Если есть большие расхождения, датчик не следует эксплуатировать.
- Обмажьте датчик мыльной пеной и оцените его герметичность по отсутствию пузырьков.
Приведённые способы проверки приблизительные и не гарантируют полной исправности датчика давления масла.
Замена датчиков давления масла своими руками
Чтобы облегчить доступ к датчикам давления масла может потребоваться демонтаж каких-то дополнительных деталей, определяемых конструкцией модели автомобиля и двигателя. Например, инструкция на УАЗ-3151 рекомендует предварительно снять передний брызговик двигателя.
Микроавтобус УАЗ наибольшей популярностью из регионов пользуется в Якутии. Многие гости из центральной России, удивляясь количеству УАЗов, называют Якутию «Уазляндией».
Для замены датчиков понадобится штатный набор инструментов автомобиля.
Перечень операций по замене контрольного датчика давления
- Выключите зажигание, отключите аккумуляторную батарею от корпуса.
- Снимите мешающие доступу детали.
- Отверните винт крепления и освободите датчик от проводки.
- Ключом отверните датчик и демонтируйте. Шлицы для ключа на 17 находятся под корпусом датчика.
- Установите исправный датчик. Заверните прибор рукой и слегка подтяните ключом, не допуская значительных усилий.
- Подключите датчик к проводке, закрепите наконечник винтом.
- Подключите аккумуляторную батарею, запустите двигатель, оцените работоспособность.
- Проверьте, нет ли подтекания масла. При необходимости осторожно подтяните резьбовое соединение.
Видео: замена контрольного датчика давления масла
https://youtube.com/watch?v=XRkmNRMuTzg
Перечень операций по замене аварийного датчика давления
- Выключите зажигание, отключите аккумуляторную батарею от корпуса автомобиля.
- Освободите доступ к датчику, сняв мешающие детали, если они есть.
- Разомкните разъём, и отключите наконечник провода аварийного датчика от проводки.
- Удерживая штуцер датчика ключом на 19, ключом на 22 отверните датчик и снимите его.
- Отверните крепёжный винт и снимите провод с датчика.
- Установите новый датчик в обратной последовательности и подключите его к проводке.
- Включите аккумулятор, запустите двигатель, оцените работоспособность датчика.
- Осмотрите датчик визуально. Если заметны подтекания масла, слегка подтяните резьбовое соединение.
Галерея: снятие аварийного датчика давления
Проверка работоспособности и замена датчиков давления масла автомобилей УАЗ — простая операция, доступная любому владельцу. Главное — знать, что делать.