Перетяжка руля кожей своими руками — мероприятие трудоёмкое, но выгодное, ведь можно сэкономить треть стоимости такой услуги на СТО. На выполнение этой работы у новичка уйдёт от шести до восьми часов, опытному мастеру хватит и половины дня. При отсутствии опыта стоит предварительно потренироваться на обрезках, чтобы не испортить дорогостоящий материал.
Необходимые инструменты
Для работы с кожей и сборки/разборки руля понадобятся:
- хирургический скальпель и держатель к нему (продаётся в аптеке);
- гелевая ручка с чернилами контрастного цвета;
- металлическая линейка и гибкая мерная лента;
- ножницы;
- картон;
- наждачная бумага мелкой фракции;
- шуруповёрт;
- термоактивный клей;
- промышленный фен;
- швейная машина, на которой можно прошить однослойную кожу;
- прочные капроновые нитки;
- большая игла.
Какую кожу выбрать для перетяжки
Натуральная кожа, представленная в торговых сетях, бывает разной по плотности, текстуре и эластичности. Для перетяжки руля подходят образцы толщиной 1,5-2 мм, цельные либо с перфорацией. Чем лучше материал тянется во все стороны, тем проще работать с ним.
Также можно использовать качественную экокожу, которая примерно на 80% состоит из отходов кожевенного производства и на ощупь почти не отличается от натуральной. Её преимущество — в наличии компонентов, делающих материал более пластичным.
Как сделать канавки для швов
Поскольку оплётка состоит из нескольких отрезков, сшитых между собой, в местах их стыка возникают бугорки. Если оставить их на руле, то в процессе эксплуатации они протрутся быстрее, да и смотрится такая обшивка не очень эстетично. Чтобы швы не портили впечатление, их следует утопить в специально прорезанных канавках.
Обычные
Работа происходит по следующей технологии:
- Ручкой намечают на ободе места, где расположены стыки. Их количество и форма зависят только от вкуса и желания автовладельца. Можно делать прорези перпендикулярно (в этом случае состыковать куски кожи будет проще) или горизонтально, то есть поперёк рулевого колеса.
- Ножом или другим острым инструментом прорезают канавки на глубину 3–5 мм и стамеской либо отвёрткой с прямым шлицем выковыривают лишнюю резину.
- Наждачной бумагой обрабатывают канавки до тех пор, пока внутренние края не станут идеально гладкими и ровными.
На руле с подогревом
Систему подогрева, вмонтированную в руль, легко повредить, поэтому в домашних условиях старый слой материала не снимают и канавки в ободе не делают. Вместо этого аккуратно срезают кожу на стыках так, чтобы получились углубления. Их размера хватает, чтобы спрятать швы, имеющиеся на новой оплётке.
Построение выкройки
Прежде чем приступить непосредственно к обшивке руля, нужно снять с него выкройку.
Если владелец авто хочет обтянуть кожей только обод, достаточно измерить диаметр и умножить полученное число на 3,14. Это — длина отреза. Ширина соответствует обхвату и должна быть определена с точностью до миллиметра. Даже небольшая погрешность приведёт к тому, что материал будет сшит внахлёст либо между краями образуется щель.
Поскольку ширина руля может немного «гулять», важно снять замеры несколько раз в разных точках и учитывать этот перепад при раскройке кожи.
Когда нужно обшить не только обод, но и спицы, для снятия выкройки стоит воспользоваться описанным ниже способом. Если автовладелец никогда прежде не сталкивался с кройкой и шитьём, ему подойдёт именно этот вариант:
- Сначала нужно обмотать руль пищевой плёнкой настолько плотно, насколько возможно. Она должна покрывать все детали, которые подлежат обшивке.
- Вторым слоем наматывают скотч, не оставляя зазоров между витками.
- Маркером обозначают места канавок.
- Снимают обмотку, разрезав её канцелярским ножом по внутренней стороне руля (там, где будет проходить центральный шов).
- Ножницами по намеченным ранее линиям разделяют готовое лекало на отдельные части.
- Выкройки расправляют на ровной поверхности и прижимают сверху чем-то тяжёлым. Спустя сутки их можно использовать.
Ничего страшного, если во время запрессовывания выкройки потеряют изначально объёмную форму. Она будет компенсирована натяжением кожи, что обеспечит более плотное прилегание оплётки к рулевому колесу.
Обшивка руля своими руками
После того как с помощью выкройки нарезали кожу на необходимое количество сегментов разной формы, пора приступать к сборке оплётки. Все части сострачивают между собой с изнанки, отступив от края на 1 см. Каждый шов начинают и заканчивают двойной или тройной закрепкой.
Чтобы не ошибиться, во время шитья оплётку постоянно примеряют на руль и сразу же исправляют недочёты. По завершении этого процесса с заготовки срезают лишний материал.
Важно учитывать наличие выступов под пальцы и другие особенности конкретного рулевого колеса.
Когда всё готово, оплётку снимают, смазывают клеем и снова надевают на руль. Если новый материал накладывается поверх прежнего, старую кожу нужно предварительно обработать наждаком для лучшего сцепления.
Края начинают сшивать не возле спицы, а посередине. Так проще равномерно распределить материал и не столкнуться с перекосом, который возникает из-за разности внутреннего и внешнего диаметров руля.
Шов может быть любым: как одноцветным так и комбинированным.
По завершении работы руль прогревают феном, чтобы схватился клей.
Правильно выполненная оплётка прослужит от трёх до пяти лет, поэтому не стоит пренебрегать важными нюансами. Важно выбрать качественный материал, ведь хорошая кожа — это залог длительной эксплуатации.