Додж 3/4 – одна из основных грузовых машин второй мировой войны, на которой ездили советские шоферы. За время войны советский автопром выпустил 250 тыс. автомобилей, а по ленд-лизу к нам пришло аж 477 тыс. Фронтовые дороги помнят трехтонку ЗИС-5, полуторку ГАЗ-АА, но кроме этого всем знакомы также Доджи, Студебеккеры и Виллисы.
Додж 3/4 называется так потому, что эта машина могла перевозить 750 кг, т.е. 3/4 тонны. Основное предназначение этого автомобиля – это перевозка оружия. Но существовали и другие модификации этой машины: это и санитарные машины, машины тягачи, машины-грузчики и командирские.
Эта техника поставлялись к нам по ленд-лизу и собирались в России. Но из 90 тыс. собранных Доджей 3/4 командирских было собрано всего 459.
Идея построить полноприводную многоцелевую машину будоражила умы и европейцев и американцев все предвоенные годы. Но брутальные и неубиваемые аппараты на фоне европейских моделей удалось построить лишь за океаном. Виллис выступал в малом весе, а Додж 3/4 – в среднем. Лавры бравого солдата достались Виллису, а Додж остался в тени. И зря! Получилось потрясающее многофункциональное шасси, артиллерийский тягач, санитарка, машина связи.
Додж начали собирать в 1942 и за три года успели сделать 253 тыс. штук. С самого начала выпускалось 4 типа кузова, потом их стало еще больше. Самым редким был командирский, оснащенный радиостанцией.
Конструктивно Доджи были очень похожи. Запаска неизменно стояла на левом борте рядом с водителем и защищала его от пуль. Посадку за рулем такого автомобиля идеальной не назовешь с точки зрения современной эргономики. Педаль газа расположена практически посредине над туннелем трансмиссии, а голень упирается в рычаг лебедки.
Но органы управления меж тем совсем не примитивные.. Это выверенный армейский минимализм. Собственно, это касается всей конструкции: полный привод с двухступенчатой раздаткой, проверенный на предыдущих машинах форсированный до 92 сил низкооборотистый двигатель. Додж — машина открытая и скакать по ней по ухабам в теплую погоду в удовольствие. Однако война шла круглый год. Пройдя вторую мировую, Додж 3/4 отправился воевать в Корею.
В отличие от Виллиса и Студебеккера, других громких ленд-лизовских брендов, Додж 3/4 после войны не выжил в советском народном хозяйстве. И виной тому не отсутствие шин, как многие полагают. Производство шин сумели наладить. А вот хорошее моторное масло делать так и не смогли. А Додж оказался большим гурманом.
Интересные заметки и другие советы автолюбителям: