Путешествие на север по дороге жизни из Санкт-Петербурга. Сейчас это Рябовское шоссе, но о том, что когда-то это была самая важная в истории города трасса, напоминает каждый ее километр. Тряская грунтовка, железнодорожная ветка до берега Ладоги и водный или ледовый путь – вот и все, что 70 лет назад связывало осажденный город с большой землей. Теперь это дорога-памятник.
Сразу за городом находится первый обелиск – Цветок жизни погибшим юным ленинградцам. В березовой роще на каждом дереве пионерский галстук. В конце аллеи находится монумент, который никого не оставляет равнодушным. Черные надписи на сером граните поначалу можно принять за граффити. Это один из самых страшных образов блокадного Ленинграда – дневник Тани Савичевой. Памятник расположен на 3-м километре дороги жизни.
Дальше будет памятник морским летчикам, а за Всеволожском на Румболовской горе – братские могилы защитников Ленинграда и Храм Спаса Нерукотворного Образа на Дороге Жизни, построенный в начале XX века. Возле стелы «12 километр» можно свернуть в поле. Здесь сохранился участок той самой, настоящей дороги жизни.
Рядом находятся бетонные плиты-указатели. Проехав по мощеной булыжником дорожке, нетрудно представить в каких условиях трудились военные шоферы. В поселке Романовка примечательны таблички на домах: в качестве улицы написано «Дорога жизни».
Дальше снова монументы: погибшим при эвакуации ленинградцам, воинам инженерных и медицинских войск, перед Ладожским озером памятник Разорванное кольцо. Это последние метры сухопутного участка Дороги жизни. Здесь грузовики выезжали на лед Ладоги, спасая людей и с того берега заезжали машины, груженые продовольствием и боеприпасами.
Дальше можно ехать налево вдоль озера мимо Осиновецкого маяка до музея Дороги жизни. То что вы увидите, дорогого стоит. На открытой площадке находятся корабли, самолеты и пушки. В ангаре стоят настоящие автомобили, ходившие по льду Ладоги: полуторка ГАЗ-АА, трехтонка ЗИС-5 и единственно сохранившийся автобус на базе ЗИС-8 35-го года выпуска.
Во время войны из таких автобусов формировали две автоколонны и они по ледовой дороге вывозили на большую землю жителей блокадного Ленинграда. В первую очередь конечно детей. Особая ценность музея – детали поднятой со дна озера полуторки. Здесь есть часть рулевого колеса с нацарапанной надписью «Миша + Надя». Может быть, такая надпись и согревала водителя в тяжелые минуты, когда он ехал по Дороге жизни.
Только чтобы осмотреть все монументы и памятники и изучить все экспозиции понадобится целый день. На этой дороге нет смысла спешить. Сюда едут почтить память наших дедов, остановиться и подумать о вечных ценностях.
Видео
А вы бывали в этих местах? И какие у вас остались впечатления? Оставляйте свои комментарии.
Еще отзывы об автопутешествиях:
- Путешествие во Францию: Советы автолюбителям
- Путешествие во Францию: Париж — Марсель
- Путешествие во Францию: По дорогам Парижа
- Автопутешествие по маршруту Москва — Ярославль
- Разводные мосты Санкт-Петербурга
- Бездорожье Севера — видео
- Автодорога М7