От гололеда на дорогах коммунальные службы спасают применением различных реагентов.  Но от них гниет машина, изнашиваются покрышки и разваливается обувь. Зимой сплошная химия под ногами и колесами. Щедро посыпаемые реагенты — это враги или друзья? Давайте разбираться.

Воздействие реагента проверим на трех предметах – незащищенный автомобильный металл, покрышка и обычный башмак. В чистом виде на дороге реагенты не встречаются. Лед, грязь – мы ездим по рассолу. Эта жижа – самая агрессивная. Для опыта мы приготовим сильноразбавленные пятипроцентные растворы каждого реагента. Тосол, автомобильное масло, топливо тоже присутствует на дороге, поэтому мы добавим их для достоверности.

Для борьбы с гололедом на вооружении у российских дорожников три основных реагента: соль техническая (это тоже реагент), хлористый кальций и органический состав, он жидкий. Техническая соль, говорят экологи, пагубно действует на придорожную растительность, поэтому вместо нее решили использовать хлористый кальций. В Москве и Петербурге сейчас так и делают.

Органический реагент стоит очень дорого, его используют мало. Зато во многих наших городах до сих пор работают угольные котельные. Их шлаком посыпают скользкие дороги. Грязновато, но довольно эффективно.

Самая опасная ситуация во время гололеда на дороге возникает при перепаде температур от -2 до +2 градусов. Гололедица не пропадает вообще, реагенты помогают ненадолго. Они расплавляют лед, и их просто смывает с дороги во время оттепели. И техническая соль и хлористый кальций – хлориды. Взаимодействуя с металлом, они, в конце концов, превращают его в труху. От постоянных перепадов температуры металл становится мягче, а летящий из под колес песок работает как наждачка.

Проводимый эксперимент не претендует на научную точность. Для всесторонней оценки воздействия реагента на металл или резину потребуется не один месяц серьезных исследований. Чтобы увидеть результаты хотя бы через пару часов, мы можем применить технологически ускоренные методы, которые бы адекватно отобразили процесс воздействия реагентов. Двух часов действительно оказывается мало, даже с использованием катализаторов. Результатов пока не видно. Продолжаем ждать.

Пресная вода замерзает в среднем при 0 градусов, соленая – при -10, хлорид кальция работает до -30, органический реагент – до -60. Кстати просоленный лед более хрупкий и легче разрушается под колесами. Но использование реагента, каким бы замечательным он не был, допустимо не везде.

На дорогах гололед

Особого внимания заслуживают дворы и пешеходные зоны. Что там башмаки, которые мы меняем каждый сезон, реагенты опасны для собачьих лап, но главное – дети. Ведь малыши и школьники лепят снеговиков и кидаются снежками. Представляете, что будет с руками или, не дай Бог, глазами ребенка, если в них попадет едкая соль. А как же гололед? Только песком.

Итак, прошло больше 6 часов, посмотрим что у нас вышло. Самый любопытный результат получился с покрышкой – не один реагент на нее не подействовал. Но есть одно «но». Реагенты работают как мина замедленного действия. Их воздействие визуально начало проявляться во время высыхания наших образцов. У башмаков хлориды оставили заметные следы. Самое большое пятно от технической соли – через сезон можно выкидывать. Органический реагент на сапог не подействовал.

Металл. Самый ржавый кусок из раствора технической соли. Фрагмент, обработанный хлоридом кальция, тоже корродировал, но не так сильно. Органический реагент заметных следов не оставил. Однако, не смотря на очевидные преимущества, органика далека от идеала. Главное – обработанная ей дорога, остается самой скользкой. Коэффициент сцепления шины с покрытием более низкий, чем с остальными хлоридами.

Чтобы наши дороги зимой во время гололеда из беды не превращались в кошмар, их нужно посыпать реагентами. Да – реагент портит машину, а дорога, им обработанная – мокрая и грязная. И все же, это лучше, чем гололед. Скользкая трасса – реальная угроза и для пешеходов и для водителей.

Видео

Советы по эксплуатации и другие заметки:

Обратите внимание

Меняем зеркало заднего вида

Самостоятельно меняем зеркало заднего вида

Ездить без зеркала заднего вида, наверное, не отважится ни один автолюбитель. Но и это нехитрое ...