Главные новости:

Основным элементом системы вентиляции, кондиционирования и отопления салона любого автомобиля является радиатор печки. Иногда он выходит из строя. Причины этого могут быть самые разные — от неудачной конструкции самой системы до низкого качества уплотнителей и охлаждающей жидкости.

Устройство и принцип действия радиатора печки

Система отопления призвана обеспечивать вентиляцию салона, одновременно поддерживая в нём комфортный микроклимат. Для водителя и пассажиров это очень актуально, особенно зимой. Устройство и принцип работы отопителей большинства автомобилей одинаковы.

Устройство системы отопления и вентиляции салона
Принцип устройства системы отопления салона одинаков для бошьшинства автомобилей

Система функционирует следующим образом. Вентилятор (6) подаёт воздух с улицы или, если включён режим рециркуляции, из салона. Воздушный поток очищается фильтром салона (3), распределяется заслонкой подмешивания (2) и частично проходит через радиатор (5), где нагревается. Другая часть потока идёт напрямую. Нагретый и холодный воздух смешиваются и распределяются заслонкой (7), обеспечивая вентиляцию салона. Температура регулируется изменением положения перегородки (2). С помощью заслонки (7) происходит распределение потока по салону — воздух подаётся в ноги, на лобовое и боковые стёкла и т. п. Радиатор (5) передаёт тепло от нагретого в системе охлаждения антифриза проходящему через его соты воздушному потоку. Циркуляция охлаждающей жидкости (ОЖ) по трубкам теплообменника осуществляется принудительно с помощью водяного насоса.

Специалисты не рекомендуют включать обогрев салона на холодном двигателе. Следует дождаться повышения температуры ОЖ как минимум до 50 °C.

Особенности печки Peugeot 307/308

В автомобиле Peugeot 307/308 отопитель и кондиционер размещены в одном корпусе. Это удобно, так как оба устройства используют одни и те же воздуховоды — печка нагревает, а кондиционер охлаждает поступающий в салон воздух. Система отопления состоит из следующих элементов:

  1. Воздуховоды обдува лобового стекла.
  2. Заслонки, распределяющие потоки воздуха к ветровому стеклу и дефлекторам приборной панели.
  3. Воздуховоды, направляющие воздух к приборной панели.
  4. Патрубки, направляющие воздух в область ног.
  5. Заслонка, распределяющая воздушный поток между панелью приборов (область груди) и нижними дефлекторами (область ног).
  6. Радиатор печки.
  7. Фильтр очистки воздуха в салоне.
  8. Заслонка, управляющая рециркуляцией и входящим наружным потоком.
  9. Патрубок наружного притока воздуха.
  10. Воздухозаборник воздуха из салона для рециркуляции.
  11. Крыльчатка вентилятора.
  12. Электродвигатель вентилятора.
  13. Испаритель кондиционера.
  14. Дренаж для слива конденсата с испарителя.
  15. Терморегулирующая заслонка.
  16. Корпус блока вентиляции, отопления и кондиционирования.
Схема блока вентиляции, отопления и кондиционирования Peugeot 307/308
В автомобиле Peugeot 307/308 отопитель и кондиционер размещены в одном корпусе

Вентилятор имеет несколько режимов работы с разной интенсивностью входящего воздушного потока. Скорость вращения электродвигателя изменяется блоком резисторов, входящих в цепь питания вентилятора. Изменением положения терморегулирующей заслонки (3) достигается комфортная температура в салоне. Другой заслонкой (2) поток воздуха распределяется между ветровым стеклом и панелью приборов. Точно отрегулировать направление обдува можно с помощью расположенных на панели дефлекторов. Синими стрелками обозначен холодный воздух, красными — нагретый.

Радиатор печки находится за передней панелью. Доступ к нему открывается сбоку со стороны водительского сиденья. Снять радиатор можно без демонтажа торпедо.

Крышка и патрубки радиатора отопления
При демонтаже радиатора не потребуется снимать переднюю панель

Управление отоплением и кондиционированием

Органы управления микроклиматом в салоне расположены на центральной панели между водительским и пассажирским сиденьями. Сам блок управления довольно прост и эргономичен, поэтому установить комфортную температуру, интенсивность и направление воздушных потоков не составит большого труда.

Управление осуществляется следующими элементами:

  1. Регулятор направления воздушных потоков.
  2. Кнопка включения режима рециркуляции воздуха.
  3. Кнопка обогрева заднего стекла.
  4. Регулятор температуры воздуха.
  5. Переключатель скоростей вентилятора.
Органы управления отоплением и вентиляцией
Блок управления отоплением и кондиционированием салона Peugeot 307/308 довольно прост и эргономичен

Неисправности отопителя и способы их устранения

Печка может перестать работать по различным причинам. Причиной её выхода из строя может стать неисправность любого элемента ситстемы отопления.

Если при включении вентилятора воздух в салон не поступает, он неисправен. Это может произойти при:

  • выходе из строя переключателя скоростей вентилятора;
  • неисправности предохранителя в цепи питания электродвигателя;
  • возникновении проблем с обмотками или роторными щётками электродвигателя.

Обнаружить причину неисправности электродвигателя не так сложно. С помощью мультиметра можно легко идентифицировать короткое замыкание или обрыв цепи, наличие или отсутствие напряжения в 12 вольт на контактах.

От сильного мороза может также сломаться заслонка, распределяющая потоки тёплого воздуха. Кроме этого, низкая интенсивность подачи воздуха может быть обусловлена сильной загрязнённостью салонного фильтра. В этом случае фильтр подлежит замене.

Слабый обогрев салона

Если радиатор печки не отдаёт достаточно тепла проходящему через него воздуху, температура в салоне будет низкой. Основные причины такой ситуации:

  • недостаток антифриза в системе охлаждения;
  • течь радиатора печки;
  • засорение трубок радиатора печки;
  • образование в радиаторе воздушной пробки;
  • несправный клапан термостата.

Низкая температура в салоне может быть обусловлена недостатком ОЖ в системе охлаждения. Поэтому прежде всего следует проверить уровень антифриза в расширительном бачке и при необходимости долить ОЖ.

Расширительный бачок Peugeot 307/308
Причиной низкой температуры в салоне может стать недостаток антифриза в системе охлаждения

Другой причиной слабого обогрева воздуха может стать утечка ОЖ из радиатора печки в результате механических повреждений или нарушения герметичности соединений входного или выходного патрубков. В этом случае под ковриком водительского сиденья и на нём образуется лужа антифриза, а в салоне появится неприятный запах. Однако причиной утечки ОЖ может стать и неисправный радиатор системы охлаждения.

Низкая температура воздуха в салоне часто обусловлена засорением трубок радиатора. Проблему иногда можно решить чисткой и промывкой устройства. Если же это не помогает, радиатор меняют на новый.

При продолжительном недостатке ОЖ в системе может возникнуть воздушная пробка. Причиной попадания воздуха в радиатор может стать и неисправный клапан крышки расширительного бачка. В результате нарушается нормальная циркуляция антифриза в системе отопления, и воздух в салоне не может нагреться до комфортной температуры. Воздушная пробка удаляется при помощи вентиля термостата системы охлаждения.

При неисправном клапане термостата антифриз будет циркулировать лишь по большому контуру охлаждения, перекрыть который станет невозможно. Поэтому после запуска двигателя придётся довольно долго ждать, пока не нагреется вся жидкость в охлаждающей системе. Эта проблема решается заменой термостата.

Замена радиатора печки

При всём многообразии неисправностей системы отопления чаще всего причиной её некорректного функционирования становится выход из строя радиатора печки. Накипь и отложения, образующиеся в результате использования низкокачественной ОЖ, постепенно забивают его трубки. Для чистки, промывки или замены радиатор необходимо демонтировать.

Демонтаж радиатора

Для снятия и замены радиатора печки Peugeot 307/308 потребуются:

  • новые уплотнительные кольца для патрубков радиатора;
  • шлицевая и крестообразная отвёртки;
  • набор гаечных ключей и накидных головок;
  • пассатижи;
  • ёмкость для слива антифриза объёмом около двух литров.

Демонтаж радиатора выполняется следующим образом.

  1. Выкручиваются три винта крепления и снимается боковая стенка центральной панели со стороны водителя.
    Боковая стенка центральной панели
    Для снятия боковой стенки выкручивают три винта крепления
  2. От входного и выходного патрубков, подводящих антифриз, отсоединяются штуцеры крышки радиатора. Выкручиваются винты крепления патрубков.
    Крышка радиатора и патрубки
    Для отсоединения патрубков нужно освободить их от крепёжных болтов и винтов
  3. Из патрубков в пустую ёмкость аккуратно сливается ОЖ. Пробка расширительного бачка должна быть закручена. В этом случае выльется 200–300 мл антифриза, а при открытой пробке — около 2 л.
    Слив антифриза из патрубков
    Антифриз следует сливать при закрученной пробке расширительного бачка

После этого радиатор может быть извлечён из своего посадочного места для промывки или замены.

Установка радиатора

При монтаже радиатора потребуется выполнить несколько дополнительных операций.

  1. Со стороны пассажирского сиденья снимается боковая стенка центральной панели. В автомобилях с кондиционером, выпущенных до рестайлинга, из гнезда вынимается датчик температуры.
    Датчик управления электрообогревом
    Чтобы не повредить радиатор печки при установке, необходимо вытащить из гнезда температурный датчик
  2. В гнёзда входящего и выходящего штуцеров радиаторной крышки или на патрубки, подводящие ОД, устанавливаются новые уплотнительные прокладки вместо старых.
    Уплотнительные кольца
    Уплотнительные прокладки лучше сначала надеть на патрубки — в этом случае их будет легче соединить со штуцерами крышки радиатора
  3. Дальнейшая установка производится в обратной демонтажу последовательности. Датчик температуры (если он есть) устанавливается после монтажа радиатора.
  4. В расширительный бачок доливается антифриз.
  5. Удаляется воздушная пробка из системы охлаждения. На термостате откручивается сливной болт, затем запускается двигатель. Когда из-под вентиля потечёт антифриз, он закручивается.
    Сливной вентиль термостата
    Воздушная пробка удаляется через сливной вентиль термостата
  6. Остатки воздуха удаляются с помощью сливной пробки подающего антифриз патрубка печки.
    Пробка входящего патрубка печки
    К сливной пробке подающего патрубка можно подобраться из моторного отсека

На этом работа по замене радиатора печки завершена.

Видео: ремонт радиатора печки Peugeot 307/308

Промывка радиатора печки

Новые теплообменники печки для Peugeot 307/308 стоят недорого. Однако многие автовладельцы вместо замены предпочитают промывать старый радиатор. Для этого используется раствор лимонной кислоты, которая хорошо убирает накипь и другие отложения с внутренней поверхности трубок. Процедура промывки следующая:

  1. В ведре холодной воды растворяют 100–150 г лимонной кислоты, помешивая и нагревая воду до состояния тёплой.
  2. В пустое ведро помещают теплообменник и заливают раствором кислоты.
  3. Ведро с радиатором кипятят в течение двух часов.
  4. Радиатор промывают проточной водой.
Промывка радиатора печки
Ведро с помещённым в раствор лимонной кислоты радиатором кипятят в течение двух часов

В результате из радиатора удаляются большая часть отложений и шлаков. Для промывки можно также использовать раствор уксусной кислоты (литр кислоты на ведро воды).

Можно очистить радиатор, не помещая его в ведро. Для этого в чистый чайник наливают 500 мл воды и 150 г лимонной кислоты. Раствор доводится до кипения, заливается в трубки радиатора и оставляется на 30–40 мин. Такую процедуру следует повторить несколько раз, каждый раз заливая свежеприготовленный горячий раствор. После этого радиатор промывается водой и устанавливается на автомобиль.

Многие используют для промывки такие средства, как Coca-Cola, Fairy, Calgon, «Белизна», «Крот» и др. Однако специалисты не рекомендуют делать этого из-за специфики состава указанных веществ. В продаже имеются специально разработанные для промывки радиаторов (в том числе и системы охлаждения) препараты на кислотной и щелочной основе. К ним относятся:

  • российский LAVR Radiator Flush Classic;
  • американский Hi-Gear Radiator Flush — 7 minute;
  • немецкий LIQUI MOLY Kuhler-Reiniger и другие.

К каждому из них прилагается инструкция по применению. С помощью этих средств можно промыть радиатор печки, не снимая его с автомобиля.

Видео: промывка радиатора печки Peugeot 408/308/307 без демонтажа

Таким образом, диагностировать и устранить большинство типичных неисправностей печки Peugeot 307/308 можно самостоятельно. Установка нового радиатора также не представляет большой сложности. Минимальный набор инструментов и советы профессионалов позволят сделать это без особых хлопот.

Игорь Тараненко

Занимаюсь копирайтингом уже 6 лет, последние 4 года выбрал для себя это направление работы как основное. Безупречно владею русским языком, английский знаю на среднем уровне. За это время написаны тысячи текстов на самые различные темы.

Обратите внимание

Печка ВАЗ 2114/2115

Диагностика неисправностей и ремонт печки ВАЗ 2114/15 своими руками

Система отопления любого автомобиля предназначена для создания и поддержания в салоне комфортного микроклимата. Печка ВАЗ ...