Главные новости:

Печка «Нива Шевроле» является одним из наиболее капризных узлов автомобиля. Поэтому знание алгоритма диагностики неисправностей, ремонта и замены отопителя салона, а также доработки системы отопления является актуальным для любого автовладельца, особенно в холодное время года.

Устройство системы отопления автомобиля «Нива Шевроле»

Автомобиль «Нива Шевроле» оснащён системой отопления жидкостного типа, объединённой с радиатором охлаждения двигателя. Такая конструкция, основной функцией которой является обогрев салона, позволяет при необходимости увеличить интенсивность охлаждения мотора. Кроме этого, в комплектациях LC и GLC в систему входит кондиционер.

Система отопления без кондиционера

Большая часть элементов системы отопления находится в салоне автомобиля. Исключениями являются кран печки, встроенный в перегородку моторного отсека, и патрубки, соединяющие отопитель с радиатором охлаждения двигателя.

Система отопления автомобиля «Нива Шевроле»
Система отопления «Нива Шевроле» устроена довольно просто: 1 — вентиляционный воздуховод; 2 — воздуховод обогрева стекла; 3 — промежуточный корпус; 4 — промежуточный воздуховод; 5 — корпус фильтра воздухозаборника; 6 — мотор печки и вентилятор; 7 — центральный салонный дефлектор; 8 — накладка панели контроллера; 9 — фронтальный салонный воздуховод; 10 — задний салонный воздуховод; 11 — воздуховод обогрева ног; 12 — корпус блока отопителя; 13 — боковой салонный дефлектор

Радиатор и заслонки печки объединены в блок, скрытый общим пластиковым корпусом. При необходимости этот узел можно заменить целиком.

Блок отопителя автомобиля «Нива Шевроле»
Радиатор и заслонки печки объединены в единый блок: 1 — радиатор печки; 2 — левый кожух блока; 3 — рычаг заслонки отопителя; 4 — промежуточный рычаг; 5 — винт; 6 — рамка рычагов; 7 — рычаг заслонки распределения воздушных потоков; 8 — заслонка управления отопителем; 9 — патрубки крана печки; 10 — хомут; 11 — экран патрубков; 12 — кронштейн; 13 — заслонка распределения воздушных потоков; 14 — уплотнитель; 15 — правый кожух блока; 16 — воздуховод обогрева ног; 17 — прокладка радиатора

Охлаждающая жидкость (ОЖ), нагретая двигателем, поступает из радиатора системы охлаждения в радиатор печки через патрубки и кран. Воздух, нагнетаемый вентилятором отопителя, попадает в систему отопления через воздухозаборник, расположенный под ветровым стеклом. В зависимости от положения заслонки воздушный поток идёт либо через радиатор печки, либо прямо в воздуховоды. За распределение потока между воздуховодами отвечает заслонка распределения. Выбор режима работы печки, температуры и направления воздушных потоков производится с помощью блока управления печкой, расположенного на центральной консоли.

Система отопления с кондиционером

Принцип работы печки автомобиля с кондиционером аналогичен описанному выше. Однако её конструкция существенно отличается. Вместо промежуточного корпуса отопителя установлен испаритель кондиционера, скрытый пластиковым кожухом. При включении кондиционера воздух подаётся в салон через испаритель с помощью заслонки.

Схема отопителя автомобиля «Нива Шевроле» с кондиционером
Конструкция печки автомобиля с кондиционером несколько отличается: 1 — корпус отопителя; 2 — подводящий патрубок радиатора печки; 3 — отводящий патрубок радиатора печки; 4 — корпус испарителя; 5 — отводящий патрубок испарителя; 6 — подводящий патрубок испарителя; 7 — корпус электромотора печки; 8 — трос управления заслонкой подачи воздуха

Диагностика неисправностей

Печка «Нивы Шевроле» является одним из наиболее проблемных узлов автомобиля. Для проведения качественного ремонта в первую очередь необходимо разобраться в причинах и выявить неисправный элемент системы.

Печка не обогревает пространство для ног

Причин того, что печка не направляет воздух в ноги, может быть несколько. Сначала следует выяснить, правильно ли включается этот режим. Из-за конструктивных особенностей системы заслонок направление воздуха в ноги осуществляется следующим образом:

  1. Прогрейте двигатель.
  2. Установите четвёртую скорость вращения вентилятора печки.
  3. Установите переключатель режимов отопителя в верхнее вертикальное положение.
  4. Переключите контроллер режимов на одно положение влево.

После этого воздух должен начать поступать в ноги. Если этого не произошло, процедуру следует повторить ещё несколько раз. Если же режим так и не включился, следует проверить следующие узлы:

  • электродвигатель печки (если он неисправен, печка работать не будет);
  • радиатор и патрубки печки на предмет утечки ОЖ;
  • заслонку, распределяющую воздушные потоки;
  • всю систему воздуховодов на предмет герметичности.

Утечка охлаждающей жидкости

При утечке тосола из системы охлаждения без видимых подтёков на радиаторе и патрубках необходимо обратить внимание на состояние системы отопления. Основными признаками утечки ОЖ через печку являются:

  • снижение эффективности обогрева;
  • запах ОЖ при работе печки;
  • лужи антифриза на ковриках и под ними;
  • маслянистый налёт на внутренней стороне стёкол.

Обычно утечка происходит через радиатор отопителя. Чтобы убедиться в этом, необходимо снять нижнюю часть центральной консоли. При обнаружении следов влаги в области корпуса печки рекомендуется заменить радиатор.

Подтёки ОЖ на радиаторе печки
При обнаружении утечки ОЖ через радиатор печки его следует заменить

Перед заменой радиатора печки следует проверить герметичность патрубков печки и мест их соединений.

Печка плохо прогревает воздух

Часто печка недостаточно эффективно прогревает салон. Из дефлекторов вместо горячего поступает слегка тёплый или даже прохладный воздух. Обычно это происходит по следующим причинам:

  • недостаточный уровень ОЖ в системе;
  • выход из строя заслонки управления печкой или обрыв тросика её привода.

Таким образом, при диагностике неисправности сначала проверяют уровень ОЖ в системе охлаждения. Если он недостаточный, начинают искать места утечек.

Лёд на ветровом стекле
Если печка не может растопить наледь на ветровом стекле, она неисправна

Если с количеством тосола всё в порядке, а печка не реагирует на изменение положения регулятора температуры, неисправна заслонка.

Ремонт узлов системы отопления

Несмотря на довольно сложное устройство системы отопления автомобиля «Нива Шевроле», большую часть проблем можно решить самостоятельно. При грамотно проведённой диагностике это не составит большого труда.

Замена тросиков управления заслонками

Тросики управления заслонками выходят из строя довольно часто. Обычно повреждённой оказывается оплётка троса, что приводит к необходимости замены всей детали. Приобрести подходящие тросики можно практически в любом магазине автозапчастей.

Тросик печки
При выборе нового тросика печки следует обращать внимание на его длину

Для замены тросиков потребуются лишь отвёртки с плоским и крестообразным лезвиями. Процесс замены осуществляется следующим образом:

  1. Снимите боковую панель нижней части центральной консоли. Она находится под рулём справа от педального узла и закреплена саморезами.
  2. В образовавшейся нише вы обнаружите два тросика. Открутите все доступные винты их крепления.
    Тросики печки внутри консоли
    В нише под консолью находятся нижние крепления тросиков заслонок
  3. Снимите ручки переключателя блока управления печкой. Затем, открутив четыре винта, снимите и сам блок.
  4. Отсоедините оставшиеся крепления тросиков.
  5. Установите новые тросики. Соедините их с блоком управления и заслонками.

При замене тросиков управления важно выставить заслонку в положение, соответствующее режиму, выставленному переключателем.

Замена патрубков отопителя салона

Для замены шлангов печки понадобятся следующие инструменты:

  • крестообразная отвёртка с длинным лезвием;
  • длинная плоская отвёртка или монтировка с приплюснутым концом;
  • трещотка с удлинителем и набор шестигранных головок.

Перед демонтажем необходимо слить ОЖ, открутив крышку сливного отверстия в нижней части радиатора системы охлаждения. Для этого потребуется ёмкость объёмом не менее 10 литров, так как в охлаждающей системе «Нивы Шевроле» в нормальном режиме содержится около 9 литров антифриза.

Не забудьте установить на место резиновую проставку сливного отверстия после того, как сольёте охлаждающую жидкость.

После слива ОЖ можно приступать к замене патрубков в следующем порядке:

  1. Откройте капот и ослабьте хомуты патрубков печки, находящихся в районе перегородки моторного отсека.
    Патрубки печки в моторном отсеке
    Патрубки в моторном отсеке соединены со шлангами системы охлаждения с помощью хомутов
  2. С помощью плоской отвёртки или монтировки снимите патрубки с контура системы охлаждения.
  3. Снимите нижнюю часть передней панели напротив пассажирского сиденья. Откроется доступ к соединению шлангов с радиатором.
    Патрубки со стороны салона
    Шланги печки протянуты через разъём в перегородке моторного отсека
  4. Ослабьте хомуты крепления и отсоедините внутренние патрубки.
  5. Извлеките шланги и замените их на новые.
    Новые шланги печки
    Патрубки печки обычно продаются без хомутов
  6. Соедините новые шланги с системой охлаждения со стороны моторного отсека и с радиатором печки в салоне.
  7. Залейте ОЖ через расширительный бачок.
  8. Включите зажигание и печку. Проверьте соединения на предмет утечек.

Замена электродвигателя печки

Моторчик печки «Нивы Шевроле» можно снять, не разбирая полностью переднюю панель. Достаточно снять нижнюю накладку панели в районе бардачка с помощью крестообразной и плоской отвёрток. Первая нужна для выкручивания винтов крепления, а вторая — для того, чтобы поддеть и извлечь сам узел.

Во избежание короткого замыкания обязательно нужно отключить клемы от аккумулятора.

Снимается электродвигатель отопителя салона следующим образом:

  1. Отсоедините клеммы от аккумулятора.
  2. Снимите бардачок и нижнюю накладку передней панели в районе пространства для ног переднего пассажира.
    Демонтаж нижней части передней панели
    Для снятия левой нижней части передней панели нужно демонтировать бардачок
  3. Демонтируйте воздуховод пространства для ног пассажира, закреплённый шурупами и пластиковыми защёлками.
  4. Отсоедините провода питания электродвигателя, обеспечив к нему доступ.
  5. Открутите три самореза крепления электродвигателя к крыльчатке.
    Демонтаж моторчика печки
    Электродвигатель прикреплен к крыльчатке тремя саморезами
  6. Плоской отвёрткой отделите моторчик от крыльчатки и извлеките его.
    Моторчик и крыльчатка
    Отсоединить моторчик от крыльчатки можно с помощью плоской отвертки

Замена блока управления печкой

Замена блока управления печкой требует особой внимательности и аккуратности, так как пластиковые детали легко повредить.

Блок управления печкой «Нивы Шевроле»
Внешний блок управления печкой включает в себя три вращающихся контроллера и один ползунок

Демонтаж осуществляется в следующем порядке:

  1. Во избежание короткого замыкания и удара током отсоедините клемы от аккумулятора.
  2. Очень осторожно потяните на себя и снимите каждую из ручек переключения режимов печки.
  3. Демонтируйте рычаг управления рециркуляцией воздуха, аккуратно поддев его плоской отвёрткой.
  4. С помощью той же отвёртки снимите декоративную панель контроллера.
    Лампочки подсветки
    Под декоративной панелью блока управления печкой находятся лампочки подсветки
  5. Открутив два шурупа крепления, извлеките блок управления.
    Извлечение блока управления печкой «Шевроле-Нивы»
    Вынимать блок управления печкой следует очень аккуратно, чтобы не повредить тросики и проводку
  6. Отсоедините от контроллера все провода. При наличии кондиционера дополнительно отключите шланги вакуумного выключателя.
  7. Установите и подключите в обратном порядке новый блок управления.

Замена радиатора печки

Радиатор печки на «Ниве Шевроле» расположен внутри центрального блока системы отопления салона. Для его демонтажа необходимо снять всю переднюю панель и рамку, на которой она установлена.

Замена радиатора на «Ниве Шевроле»
Для замены радиатора нужно разобрать практически всю переднюю часть салона

После разборки передней панели и снятия её каркаса будет обеспечен доступ к блоку отопителя, внутри которого находится радиатор. Перед его демонтажем необходимо слить охлаждающую жидкость, а после этого отсоединить патрубки. После этого снять радиатор печки будет довольно просто. Монтаж нового радиатора и снятых ранее узлов производится в обратном порядке. Перед сборкой передней панели следует залить антифрияз. Это позволит проверить качество соединения шлангов.

Видео: замена радиатора печки «Нивы Шевроле»

Замена крана печки

Кран печки «Нивы Шевроле» отличается от большинства отечественных автомобилей. Его конструкция представляет собой заслонку, управляемую тросиком.

Кран печки «Нивы Шевроле»
Открутив боковую панель центральной консоли, появится доступ к крану печки и тросику его привода

Добраться до троса можно через нишу для ног водителя. Сами же патрубки крана вмонтированы в перегородку моторного отсека.

Трубки крана печки «Нивы Шевроле»
Трубки крана печки устанавливаются на перегородку между моторным отсеком и салоном

Для демонтажа экрана патрубков крана печки необходимо отсоединить шланги с внутренней и внешней сторон, предварительно слив ОЖ. После этого откручиваются два винта крепления и экран снимается.

Замена блока отопителя целиком

В центральный блок отопителя входят заслонки и тросики их привода, радиатор печки и внутренние патрубки. При неисправности сразу нескольких узлов целесообразно поменять весь блок целиком. Это потребует демонтажа передней панели, центральной консоли и кронштейнов, на которых они держатся. Пошагово процесс выглядит следующим образом:

  1. Обесточьте автомобиль, сняв клеммы с аккумулятора.
  2. Слейте антифриз.
  3. Демонтируйте блок управления печкой, отсоединив от него все провода и тросики. Если есть магнитола, снимите и её.
  4. Снимите бардачок.
  5. Отсоедините облицовку тоннеля КПП. Её можно не снимать полностью, а лишь приподнять, открутив два самореза с водительской и пассажирской сторон.
  6. Снимите руль, облицовку рулевой колонки и открутите винты крепления передней панели. Снимая торпеду, промаркируйте все провода, чтобы в дальнейшем было проще присоединить их на свои места.
    Передняя панель «Нивы Шевроле»
    Без снятия всей передней панели при демонтаже блока отопителя можно повредить некоторые элементы кондиционера и самой печки
  7. Снимите каркас передней панели, присоединённый к кузову винтами.
    Корпус отопителя «Нивы Шевроле»
    Корпус отопителя невозможно снять без демонтажа каркаса передней панели
  8. За каркасом вы обнаружите кожух блока отопителя, соединённый с промежуточным корпусом печки или с секцией испарителя на авто с кондиционером. Открутите кожух.
  9. Извлеките блок отопителя.

Установка нового блока производится в обратной последовательности.

Доработка системы отопления «Нивы Шевроле»

Учитывая конструктивные недоработки системы отопления «Нивы Шевроле», многие автовладельцы модернизируют печку своими руками. Наиболее распространённой целью подобного тюнинга является улучшение подачи воздуха в область ног водителя и переднего пассажира. Для этого устанавливают дополнительные воздуховоды и корректируют форму планки привода заслонок. Для такой доработки потребуется:

  • две пластиковые трубки (сантехнические или кабель-каналы);
  • две пластиковые муфты, соответствующие внутренним диаметром внешнему диаметру трубок;
  • тонкая листовая пластмасса (нарезанная пластиковая карта);
  • суперклей;
  • напильник;
  • дрель и набор пильных коронок;
  • отвёртки;
  • канцелярский нож.

Работать с пластиком корпуса отопителя необходимо очень осторожно, так как он довольно хрупкий. Действия выполняются в следующем порядке:

  1. Подберите трубки, подходящие на роль дополнительных воздуховодов.
    Сантехнические пластиковые трубы
    В качестве дополнительных воздуховодов можно использовать сантехнические трубки
  2. Снимите с обеих сторон боковые накладки на центральную консоль.
  3. Снимите планку привода заслонок, находящуюся на левой боковине отопителя.
  4. Расточите верхний изогнутый проём планки примерно на 2 миллиметра.
  5. Нижний изогнутый проём необходимо уменьшить на 2 миллиметра, наклеив пластмассовые пластины.
    Планка регулировки заслонок после доработки
    Нарастить нижнюю направляющую прорезь можно склеенными обрезками пластиковой карты
  6. С помощью дрели и пильных коронок, совпадающих по диаметру с внешним диаметром муфты, просверлите в корпусе отопителя два отверстия, нижние края которых должны быть на 10 миллиметров выше заводских воздуховодов.
    Отверстия под новые воздуховоды
    Отверстия в корпусе печки следует сверлить очень аккуратно
  7. В высверленные проёмы вставьте и закрепите муфты. При этом можно использовать санитарный герметик.
    Муфта для установки дополнительного воздуховода
    Пластиковая муфта обеспечит надёжную фиксацию трубки нового воздуховода
  8. Вставьте в муфты и закрепите трубки новых воздуховодов.
  9. Установите модернизированную планку управления заслонками. Перед её закреплением важно правильно выставить сами заслонки.
  10. Проверьте эффективность обдува ног при разных режимах работы печки.

В результате выполненных действий интенсивность подачи тёплого воздуха в нижнюю часть салона должна заметно возрасти.

Таким образом, ремонт и замену большинства элементов системы отопления «Нивы Шевроле» можно осуществить самостоятельно. Доработать печку и устранить её конструктивные недостатки также можно своими руками. Для этого потребуется минимальный набор инструментов и тщательное следование рекомендациям специалистов.

Обратите внимание

Печка ВАЗ 2114/2115

Диагностика неисправностей и ремонт печки ВАЗ 2114/15 своими руками

Система отопления любого автомобиля предназначена для создания и поддержания в салоне комфортного микроклимата. Печка ВАЗ ...