Главные новости:

Наверняка вас не раз посещала мысль сменить цвет своего железного коня. Старый оттенок надоел или вышел из моды, а может быть жена захотела вместо белого розовый. Могут быть и другие причины: большое количество царапин или ржавчины портят внешний вид автомобиля и настроение его владельца. Кроме того, цвет машины часто освежают перед продажей. На первый взгляд процесс перекраски кузова довольно сложный для выполнения в гаражных условиях: удалить ЛКП, обезжирить, нанести шпатлёвку и грунтовку… Но мы поможем вам правильно подготовить, а затем и провести покраску автомобиля своими руками.

Материалы и инструменты

Для подготовки кузова автомобиля к последующему окрашиванию, а также для нанесения лакокрасочного покрытия вам понадобится следующий набор инструментов и материалов:

  • обезжириватель;
  • состав для шпатлевания с отвердителем;
  • уайт-спирит;
  • грунт;
  • краска;
  • растворитель для краски;
  • лак;
  • малярный скотч;
  • защитная плёнка;
  • абразивы (шлифовальная бумага разной степени зернистости и орбитально-шлифовальная машина);
  • обдувочный пистолет;
  • хлопчатобумажная ветошь;
  • набор отвёрток;
  • неметаллические и металлические шпатели;
  • мощный источник света;
  • краскопульты для грунта и краски;
  • защитная маска (а лучше респиратор), резиновые перчатки и очки.

Помимо перечисленных выше инструментов, запаситесь, на всякий случай, огнетушителем. Если вы всё будете делать правильно, он вам, конечно же, не понадобится. Но его наличие в некоторых ситуациях может спасти жизнь.

Как подготовить кузов к покраске своими руками

Прежде чем начинать перекрашивать кузов, нужно провести подготовительные работы. Состоят они из следующих процессов:

  • мытьё кузова;
  • удаление старого лакокрасочного покрытия (ЛКП);
  • обезжиривание поверхности;
  • удаление коррозии и других дефектов (при наличии);
  • шпатлевание;
  • грунтование.

Выполнять их нужно в строгом порядке, не пропуская ни один из пунктов. Только в этом случае вы можете быть уверены, что краска ляжет на автомобиль так, как нужно.

Мытьё кузова машины как этап подготовки

В первую очередь демонтируйте с автомобиля все дополнительные детали: бамперы, решётку радиатора и всю возможную светотехнику. Обрабатывать и перекрашивать их вам придётся отдельно. Не забудьте убрать антенну радиоприёмника и навесную камеру заднего вида.

Благодаря отсутствию этих элементов вы сможете максимально тщательно промыть кузов, не пропуская ни единого участка. С помощью раствора воды и автомобильного шампуня тщательно очистите кузов вашего автомобиля. Частички грязи, капли воды и даже обыкновенная пыль могут помешать качественно выполнить все остальные подготовительные шаги. Если на покрытии есть жировые пятна или остатки битума, удалите их с помощью уайт-спирита.

мытьё автомобиля
мытьё — это первый этап в подготовке автомобиля к окрашиванию

Ещё раз ополосните всю поверхность чистой водой и переходите к следующему шагу.

Если на кузове остались пластиковые элементы, которые невозможно снять, следует закрыть их плёнкой и малярным скотчем во избежание попадания абразивных частиц, химического реагента или других составов.

Очистка поверхности от старого лакокрасочного покрытия

Перед нанесением нового слоя краски нужно, разумеется, удалить предыдущий. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Существует три основных способа очищения поверхности от старого лакокрасочного покрытия:

  • шлифовка;
  • пескоструйная очистка;
  • удаление с помощью химических растворителей.

Метод шлифовки заключается в использовании абразивов различной зернистости. Среди них наждачная бумага и высокоскоростные шлифовальные машины. С их помощью можно тщательно удалить старое покрытие, оставив чистый металл. При этом его поверхность будет обладать хорошим сцеплением, а шпатлевание пройдёт более качественно.

удаление ЛКП
удалить лакокрасочное покрытие можно методом шлифовки

Пескоструйная очистка выполняется с помощью специального оборудования, которое подаёт поток песка под большим давлением. Мелкие частицы снимают верхний слой и зачищают поверхность. Из-за специфики оборудования этот способ чаще применяется в автомастерских, чем в быту.

удаление ЛКП
удалить лакокрасочное покрытие можно с помощью пескоструйного аппарата

При использовании химических растворителей старая краска размягчается, благодаря чему её можно легко удалить с поверхности автомобиля с помощью обычного шпателя. Не используйте для этих целей металлические инструменты: вы можете оставить глубокие царапины на металлическом слое кузова, которые приведут к появлению ржавчины.

удаление ЛКП
удалить лакокрасочное покрытие можно с помощью химических растворителей

Видео: удаление ЛКП с помощью химического растворителя

Если вы удаляете краску с помощью химических растворителей в собственном гараже, застелите пол под автомобилем старыми газетами и клеёнками. Иначе вам будет сложно убрать грязь от краски с растворителем.

Методы шлифования и пескоструйной очистки подходят, если вы планируете окрасить небольшой участок кузова, например, при царапине или другом повреждении. Если же вы хотите перекрасить машину полностью, остановите свой выбор на химическом очищении.

Не забудьте тщательно защитить глаза и органы дыхания от попадания крошек абразивов и химических испарений. Все работы проводите в маске, очках и защитных перчатках.

Как обезжирить поверхности

Если вы избавлялись от старого ЛКП методом шлифовки, обязательно удалите всю абразивную пыль. Легче всего это сделать с помощью мощного потока воздуха, который, например, выдаёт обдувочный пистолет. Если вы использовали химические средства, их также необходимо смыть.

обезжиривание
поверхность автомобиля следует обезжирить перед шпатлёвкой

После этого обязательно обезжирьте кузов автомобиля. Не игнорируйте этот шаг! Тщательное обезжиривание поверхности — залог того, что шпатлёвка ляжет ровно и прочно.

Осмотр автомобиля и удаление дефектов

Если на вашем автомобиле присутствуют очаги коррозии или другие дефекты, их необходимо удалить до того, как начинать покрасочные работы. Просто закрашивать ржавчину нельзя: она будет распространяться даже под слоем ЛКП, что приведёт к разрушению металла.

очаги коррозии
на подготовительном этапе следует избавиться от всех очагов коррозии

Тщательно осмотрите всю поверхность кузова. Используйте для этого мощный источник света, например, налобный фонарь. Если вы нашли хотя бы малейшие ржавые пятна на металле, обязательно удалите их. Сделать это можно двумя разными способами.

  1. Механическая зачистка с помощью крупнозернистых абразивов. Отшлифуйте металл наждачной бумагой или стальной щёткой.
  2. Химическое удаление. Для этого вам понадобится специальное средство для травления ржавчины, в состав которого входят растворы кислот или солей. Приобрести такое средство можно в специализированном магазине. После обработки травящим составом, протрите обрабатываемый участок мягкой тканью, смоченной растворителем.

Видео: удаление ржавчины с авто методом шлифовки

Для того чтобы предотвратить повторное образование ржавчины, нанесите 2 слоя специального кислотного антикоррозийного грунта.

Шпатлевание поверхности

После того как антикоррозийный грунт просох, можно приступать к шпатлеванию кузова. Этот этап позволяет выровнять поверхность автомобиля и подготовить его для нанесения грунта.

Открытую банку со шпатлёвкой нужно тщательно перемешать. Если это не сделать, состав может расслоиться. Тюбик с отвердителем покатайте между ладоней. При добавления отвердителя в шпатлёвку придерживайтесь пропорций, указанных на упаковках. Профессионалы смешивают средства энергичными движениями с помощью двух шпателей. Чтобы сделать это качественно, посмотрите видео.

Видео: как правильно перемешивать шпатлёвку с отвердителем

Перемешивайте шпатлёвку перед набором каждой новой порции. Так вы сохраните равномерную густоту. Обязательно используйте чистый шпатель! Попадание отвердителя в банку испортит средство.

Среднее время воздействия отвердителя на состав — 5 минут. За это время вы должны успеть нанести шпатлёвку, поэтому не стоит брать слишком большие порции средства.

Чтобы обработать всю поверхность кузова, используйте шпатель с широким полотном. Если на автомобиле имеются небольшие неровности, царапины или вмятины, нанесите средство сначала на них. Это поможет убрать все дефекты. Шпатлюйте кузов широкими перпендикулярными мазками. Тщательно разравнивайте поверхность: она должна стать гладкой и однородной. От того, насколько качественно вы выполните этот этап, зависит внешний вид вашего нового лакокрасочного покрытия.

Видео: как нужно наносить шпатлёвку

Через 40–45 минут после нанесения шпатлёвка полностью высохнет, и вы сможете приступить к её шлифованию. Используйте для этого абразивы разной жёсткости, начиная с Р120 и постепенно уменьшая зерно до Р600.

Если при шлифовании к абразиву прилипают комки шпатлёвки, это значит, что поверхность затвердела не до конца.

На этом этапе используйте исключительно сухой способ шлифования. Дело в том, что шпатлёвка хорошо впитывает влагу. В дальнейшем это может привести к образованию ржавчины или отслоению лакокрасочного покрытия. Образовавшуюся при шлифовке пыль нужно убрать с помощью мощного потока воздуха, а затем протереть поверхность кузова тканью, смоченной в уайт-спирите.

Грунтование поверхности

Грунтование необходимо для лучшего сцепления краски с поверхностью автомобиля. Делать это можно после того, как предыдущий слой полностью просох. Существует несколько видов грунтов

  1. Однокомпонентный нитрогрунт. Его можно использовать при работе с алкидными красками. Не подойдёт для акриловых эмалей и красок с металлическим эффектом.
  2. Однокомпонентный акриловый грунт. Более дорогой и качественный состав, который можно использовать для всех видов краски.
  3. Двухкомпонентный порозаполняющий грунт. Такой состав способен заполнить поры, оставшиеся в слое шпаклёвки. Его можно накладывать более толстым слоем. Использование такого типа средства наиболее предпочтительно.

Обычно грунт выпускается в двух цветах: белом и чёрном. При окрашивании автомобиля в светлые оттенки используется белый грунт, а в тёмные — чёрный. Если вы планируете использовать краску среднего тона, то купите оба типа от одного производителя и смешайте в нужной пропорции. Перед применением разбавьте средство растворителем в пропорции, указанной на упаковке или в инструкции.

Для нанесения грунта используйте краскопульт. Держите его строго перпендикулярно поверхности кузова. Наносите средство горизонтальными полосами, причём каждая следующая полоса должна перекрывать предыдущую наполовину. Ваши движения должны быть быстрыми и чёткими. Если вы будете перемещать сопло краскопульта слишком медленно, образуется слишком толстый слой, который может потечь.

грунтование автомобиля
перед слоем краски необходимо положить грунт

Дайте первому слою подсохнуть в течение 20–25 минут. После этого начинайте наносить второй вертикальными полосами. Обычно для равномерной обработки всей поверхности бывает достаточно двух слоёв. Но если на кузове остались полупрозрачные места, нанесите ещё один дополнительный.

Слой грунта, так же как и шпатлёвки, необходимо зашлифовать. Делать это можно только после того, как все слои полностью просохнут. Как правило, для этого требуется несколько часов. Шлифовка грунта проводится наждачно бумагой Р600.

Для того чтобы выявить все неровности, оставшиеся после шлифовки, используйте специальный проявочный порошок. Он наносится поролоновой губкой, идущей в комплекте. С помощью этого средства вы найдёте все ямки и наплывы грунта.

Видео: грунтование автомобиля

Завершите подготовительный этап очередным удалением абразивной пыли и обезжириванием поверхности. Сделать это нужно непосредственно перед нанесением краски, так как даже за небольшое время, проведённое в гараже, автомобиль вновь покроется пылью и грязью.

Выбор метода окраски автомобиля

Существует несколько методов окраски автомобиля:

  1. Точечный метод применяется в случаях, если вы хотите закрасить небольшой скол, повреждение или участок с коррозией.
  2. Локальный метод подразумевает окрашивание более обширного участка поверхности. Он требует большой аккуратности, тщательного подбора цвета и создания плавного перехода. В противном случае вы станете обладателем пятнистого автомобиля.
  3. Полная перекраска кузова требуется в том случае, если почти вся площадь поверхности была повреждена коррозией. Другая причина — освежение цвета автомобиля или полная смена дизайна.

Технология окраски кузова автомобиля будет сильно различаться в зависимости от того, какой тип краски вы выберите. Среди них можно выделить:

  • нитрокраску;
  • меламиналкидную автоэмаль;
  • двухкомпонентную акриловую эмаль;
  • краску с эффектом «металлик»;
  • матовое покрытие.

Нитрокраска — это один из самых простых и дешёвых видов покрытия. Её главное преимущество — быстрое высыхание. Однако она очень уязвима перед механическими повреждениями. Если вам нужно закрасить небольшой участок кузова, то для экономии вы вполне можете использовать нитрокраску. Однако полная перекраска автомобиля требует более стойкого состава.

Меламиналкидные автоэмали обладают большей прочностью, но при этом сохраняют быстроту высыхания. Обычно краска покрывается дополнительным слоем лака для усиления глянца. Этот тип пользуется большой популярностью из-за своей невысокой цены.

Самым качественным считается покрытие, которое создают акриловые эмали. Как правило, они наносятся в три слоя: базовый, основной и финишный. Акриловые составы застывают из-за входящего в них отвердителя. Они устойчивы перед внешним воздействием и долго сохраняют первоначальный вид. Кроме того, итоговое покрытие получается достаточно блестящим и не предполагает последующее нанесение лака. Однако многие автолюбители всё же делают это, желая добиться зеркального эффекта.

автомобиль с акриловой эмалью
акриловые краски создают прочное и глянцевое покрытие

Если вы всё же решите залакировать акриловую эмаль, не забудьте обработать высохшую окрашенную поверхность мелкозернистым абразивом до полной матовости. И только после этого наносите слой лака.

Металлические краски бывают однослойными, двухслойными и трёхслойными. Двухслойные составы подразумевают покрытие слоем лака для увеличения блеска, а самые современные, трёхслойные, позволяют создать эффект «хамелеона».

краска с эффектом «металлик»
краска с металлическим эффектом создаёт красивые переливы на солнце

Матовое покрытие можно получить двумя методами:

  • использование матовой краски;
  • покрытие обычной краски матовым лаком.

Первый вариант обладает большей прочностью, однако степень матовости будет зависеть от производителя и цены средства. Матовый лак создаётся путём добавления в обычный лак специальной матовой добавки. Этот метод хорош тем, что позволяет как сделать автомобиль матовым полностью, так и обработать отдельные элементы, создавая необычный дизайн. Такое покрытие не только стильно выглядит, но и имеет приятную бархатистую текстуру. Кроме того, матовый кузов менее маркий и более износостойкий.

матовая краска
автомобили с матовым покрытием выглядят дорого и солидно

Окрашивание кузова автомобиля своими руками

Состав наносится на кузов краскопультом. Держите инструмент под углом 90° к поверхности. Чтобы получить качественное покрытие, воспользуйтесь следующими инструкциями.

нанесение краски
для правильного нанесения краски держите инструмент перпендикулярно поверхности
  1. Добавьте в краску разбавитель согласно пропорциям, указанным на упаковке. Как правило, первый и третий слои делают тонкими, для чего краску разводят сильнее и жиже. Второй слой более плотный и требует меньшей разбавки краски.
  2. Держите инструмент на расстоянии 15–20 см от окрашиваемой поверхности. Нанесите базовый слой краски параллельными горизонтальными полосами с перекрытием. Он должен быть довольно тонким, чтобы не образовались наплывы и подтёки. Не пугайтесь, если из-под слоя краски будет виден грунт: все прозрачные участки устранятся на следующих этапах. Дайте краске просохнуть в течение 15 минут.
  3. Второй слой краски наносится вертикальными полосами. Не забывайте, что они должны идти внахлёст. Старайтесь прокрасить все участки поверхности именно на этом этапе.
  4. Третий слой краски является финишным и делает цвет более насыщенным и глубоким. Наносите его наиболее тонко. Для этого увеличьте расстояние между поверхностью и краскопультом до 30–35 см.
  5. Лак наносится сразу после того, как третий слой слегка подсохнет. Не оставляйте автомобиль сушиться более, чем на сутки, иначе у лака будет плохое сцепление с поверхностью.
  6. В обычном гараже кузов будет сушиться в течение 2–3 дней. Для ускорения этого процесса иногда применяют горячую сушку, однако она требует наличия специфического оборудования.

Общая толщина ЛКП обычно составляет 70–120 мм.

Видео: как правильно покрасить кузов автомобиля

Опытные маляры сходятся во мнении, что вертикальные детали кузова следует окрашивать снизу вверх. Если вам нужно окрасить поверхность с большой площадью, как, например, крышу, наносите слой в два этапа. Сначала от себя по направлению к центру крыши, а затем, перейдя на другую сторону автомобиля, от центра к себе. С такой технологией вы избежите наплывов краски. Окрашивание крыши удобнее проводить, встав на стремянку.

Видео: как грамотно красить крышу автомобиля

Что касается использования красок с эффектом металлик, то вся последовательность действий, начиная от подготовки и заканчивая нанесением лака, остаётся почти такой же. Но нужно обратить внимание на несколько важных деталей.

  1. Светлые оттенки металлической краски очень чувствительны к качеству растворителей. Если оно низкое, сияющие частицы могут распределиться неравномерно и образовать некрасивые пятна.
  2. Обязательно дождитесь полного испарения растворителя перед нанесением следующего слоя. Не пытайтесь ускорить высыхание подогревом или обдувом: это также чревато образованием пятен из металлических частиц.
  3. При нанесении последнего слоя краски отдалитесь на 10–15 см. Это позволит сделать покрытие более тонким и однородным. Но и отходить слишком далеко при этом тоже не стоит.
  4. На краски с эффектом «металлик» лак наносится в 2 или 3 слоя, каждый из которых должен быть хорошо высушен.

Окрашивание в металлические оттенки гораздо сложнее, так как даже небольшое изменение диаметра сопла или толщины слоя способны привести к изменению оттенка. У неопытных маляров детали могут получиться разных цветов.

Не забывайте, что все лакокрасочные материалы отличаются повышенной горючестью! Чётко соблюдайте все правила противопожарной безопасности во избежание возгорания. Всегда имейте при себе огнетушитель.

Полная перекраска кузова автомобиля будет стоить вам крупную сумму, если вы обратитесь в автомастерскую. Причём большую часть стоимости составит труд мастера. Если ваш бюджет ограничен, а таланты — нет, попытайтесь осуществить этот процесс своими руками. Чётко соблюдайте все правила и следуйте инструкциям по подготовке и окрашиванию, и тогда полученный результат вас порадует.

Обратите внимание

Печка ВАЗ 2114/2115

Диагностика неисправностей и ремонт печки ВАЗ 2114/15 своими руками

Система отопления любого автомобиля предназначена для создания и поддержания в салоне комфортного микроклимата. Печка ВАЗ ...