Как известно, японская фирма Toyota сейчас полным ходом готовит производство своих водородных автомобилей, приводимых в движение топливными элементами. Водородный транспорт устроен просто: из накопителя газообразный водород поступает в топливный элемент, где реагирует с кислородом, а энергия реакции преобразуется в электрическую энергию. Дата старта продаж водородного автомобиля Toyota уже названа – это апрель 2015 года. Но зададимся вопросом, много ли сейчас существует водородных заправок. Через 9 месяцев, в свою очередь, их вряд ли станет значительно больше, чем сейчас.

Сам по себе водород не является сырьем, как добываемый из недр Земли метан или нефть. В то же время, именно водород можно считать самым распространенным элементом на нашей планете, да и во Вселенной вообще. А к веществам, содержащим атомы водорода в своем составе, относится и вода, и метан, и нефть. Скорее всего, сырьем для получения водорода послужит одна из трех перечисленных субстанций. Но каждый из указанных вариантов выглядит либо труднореализуемым, либо малополезным с точки зрения экологии.

Вода или метан?

Казалось бы, чего проще – берем молекулу H2O и разлагаем ее на атомы. Получать водород таким способом действительно можно, притом, в любых масштабах, только подобный процесс является затратным с энергетической точки зрения. Лишней электроэнергии на планете сейчас мало, и вряд ли ее станет больше в ближайшем будущем. Получать водород можно из нефти, природного газа и так далее: метан в присутствии катализатора разлагается сам, когда его смесь с кислородом нагрета до 850 градусов. Но отметим, что побочным продуктом такого производства является углекислый газ.

Водородный топливный элемент, выпускаемый серийно

Итого, получается, что производя водород в промышленных масштабах, мы по-прежнему будем добывать нефть или газ, а в качестве побочного продукта получим углекислоту. Вроде бы, получаемый в огромном количестве углекислый газ планируется закачивать в подземные полости. Что выглядит лучше, чем заполнение атмосферы продуктами горения, выходящими из выхлопной трубы авто. Лучше, но не намного.

«Зеленая» электроэнергия и туманные перспективы

Мощность, снимаемая с ветряка, солнечной батареи или другого «чистого» источника энергии, может достигать любых значений, но она не является стабильной. В ясный день солнечная электростанция может выдавать огромную мощность, тогда как с переменой погоды все кардинально меняется. Наличие водородной инфраструктуры, в свою очередь, как раз и должно играть роль своеобразного «аккумулятора», позволяющего запасать энергию впрок. Сейчас ветряных электростанций не так много, а солнечные батареи применяются в единичных проектах. Однако, ситуация может измениться к 2020 году, и тогда водородный транспорт станет востребован в реальности. А в ближайшие 6 лет по большей части придется использовать экономичные дизели или электротранспорт, если речь идет о перемещении на небольшие расстояния. Но седан Toyota FCV, о котором говорилось выше, все равно найдет своих покупателей уже в 2015 году.

Обратите внимание

Тюнинг советских авто в советское же время

Тюнинг советских авто в советское же время

Подвергать свои автомобили тюнингу многие автовладельцы в СССР начали далеко не потому, что хотели выделиться. ...